Осторожно, двери бэби-бокса закрываются

Злоба дня

Злоба дня

Весь последний год идут ожесточенные споры о том, добро бэби-боксы или зло. У противников ББ сильный админ-ресурс — священнослужители всех мастей (без них не обходится ни одно обсуждение), детский омбудсмен Астахов, члены Госдумы и Совета Федерации. В частности, член СФ Елена Мизулина.

На противоположной стороне — некоторые главы регионов, которые рискнули и под жесткую критику все же установили «окна жизни».

1 июня, в День защиты детей, Елена Мизулина объявила о том, что завтра законопроект, запрещающий бэби-боксы, будет внесен в Госдуму.

Аргумент тех, кто «против», сводится к одной фразе «Выкидывают своего ребенка однозначно не те женщины, которые донесут его до бэби-бокса». То есть имеется в виду, что матери-убийцы — они изначально матери-убийцы и есть. Девять месяцев относили и родили с одной только целью — избавиться любым путем. А вовсе не для того, чтобы искать какой-то там бокс и относить туда свое новорожденное чадо. Откуда такая уверенность — непонятно. Ссылаются на какие-то опросы, но кого именно они опрашивали? Явно, что не тех самых матерей.

Сама Елена Мизулина призналась, что когда-то, в 2008 году, была сторонницей установок по всей стране «окон жизни».

— Я сама поначалу купилась на эту идею легкого способа решить проблему убийства младенцев. Но потом, разобравшись в вопросе, свой проект закона и отозвала. Дело в том, что мы собрали отзывы во всех регионах. Все были против. И меня это навело на мысль: бэби-боксы могут провоцировать торговлю детьми.

Там же нет камер видеонаблюдения — такова концепция. Значит, сколько попало в этот ящик младенцев и куда они делись, известно не будет. А у нас и без этих боксов статистика по отказным и убитым детям улучшается — в 2007 году отказников было больше 12 000, в 2015-м — около 5000. Число убийств новорожденных тоже сократилось вдвое.

То есть факт, что на ребенке вдруг смогут нажиться, он главный самый. И задача Мизулиной такую возможность искоренить на корню. Пусть даже исходя из принципа: «Да не доставайся же ты никому!».

Не брезгует госпожа Мизулина, ярая противница всего западного, прибегать в этом вопросе и к опыту европейских стран:

— В той же Германии, где и появился бэби-бокс, много противников самой этой идеи. Их исследования показывают, что 20% детей, попавших в эти ящики, пропали. В ООН тоже горячо против ББ. В Австрии, где есть бэби-боксы, все же стали больше развивать идею анонимных родов — когда женщина может воспользоваться услугами роддома, не называя своего имени и фамилии. Родить и оставить младенца. Такая возможность есть и у нас в российских роддомах.

Родительская общественность тоже подает голос.

— Как минимум трети подкидышей матери дали имена и позаботились, чтобы о ребенке врачи получили полную информацию, — говорит активная противница ББ, председатель «Родительского сопротивления» Мария Мамиконян. — Разве такое сделают матери-убийцы? Это просто женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им надо помогать, а не провоцировать этими боксами, куда просто можно положить ребенка. Кроме того, вы знаете, во сколько обходится бюджету один такой бэби-бокс? Порядка 1 миллиона рублей! Это бизнес, и еще какой. Эти люди хотят зарабатывать на детях и спекулируют чувствами людей.

Противники даже говорят о том, что бэби-боксы могут способствовать развитию терроризма:

— Любой негодяй может положить в эти ящики взрывное устройство. Там же нет камер. Нам разве нужен второй Буденновск? — приводит спорный довод ставропольская деятельница Елена Байбарина.

Аргументы тех, кто за бэби-бокс, — цифры. Число спасенных детей. На сегодняшний день в стране работает 17 «окон жизни». Установлены они в разное время и в разных городах. С помощью них удалось спасти в общей сложности 48 младенцев. Рекордсмен в этом вопросе — Московская область. В Подмосковье, где работает всего один ББ, в нем были найдены 11 детей. То есть, даже если поделить 1 миллион, затраченный на оборудование этого конкретного бэби-бокса, на 11, получим порядка 100 000 рублей за каждого спасенного младенца. Это почти в четыре с половиной раза меньше материнского капитала, который полагается женщине при рождении второго ребенка. Сотрудники люберецкой больницы, где и установлен бэби-бокс, считают, что их «окно» жизнь малышам действительно спасает. Ведь на улице они могут элементарно замерзнуть, а так попадают в тепло и под наблюдение врачей.

— Конечно, позиция Общественной палаты РФ давно известна: если мы можем спасти хотя бы одного ребенка, то бэби-боксы нужны, — считает член ОП Диана Гурцкая. — Однако их применение не должно заменять профилактику сиротства и работу с неблагополучными матерями.

Такого же мнения и большинство сторонников легализации. Они считают, что учитывать число попавших в «окно жизни» детей не составляет труда, современные технологии позволяют контролировать каждое открытие и закрытие бэби-бокса. И уж тем более бэби-боксы никоим образом не мешают ни законодателям, ни чиновникам разных мастей заниматься профилактикой сиротства, работать с матерями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Однако если законопроект все-таки вступит в силу, все эти доводы «за» мы уже никогда не услышим. Разработанный документ подразумевает административный штраф (до 5 миллионов рублей) не только за установку, но и за пропаганду бэби-боксов. Кто же будет спорить, что получить 5 миллионов рублей куда приятнее, чем потратить пусть даже миллион. Тем более когда речь идет о каких-то чужих, никому не нужных детях.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру