«14 мая был изменен закон о помиловании. Теперь о нем может просить не только сам заключенный, это можно сделать и за него. В чрезвычайных обстоятельствах такой возможностью обладают члены комиссии при президенте Украины по вопросам помилования, уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека, а также уполномоченные президента Украины по правам ребенка, инвалидов и делам крымских татар. Это стало поводом полагать, что кто-то из них попросит за моего подзащитного», — рассказала «МК» Оксана Соколовская. Другими словами, Ерофеев и Александров, возможно, окажутся на свободе, не признавая своей вины.
По мнению защитницы Ерофеева, речь не идет об обмене на Савченко, которая возвращается на Украину в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных от 1983 года. В свою очередь адвокат Александрова Валентин Рыбин пояснил, что договоренность о возвращении бывших ГРУшников на родину уже достигнута и теперь осталось только оформить необходимые документы. Будет ли это помилование, экстрадиция для отбывания наказания в России или еще какая-то процедура, будет зависеть от баланса между скоростью и безопасностью выдворения Александрова и Ерофеева, подчеркнул Рыбин.
Напомним, ранее глава МИД России Сергей Лавров и его подчиненные неоднократно заявляли, что Москва приложит все усилия для возвращения Александрова и Ерофеева на родину. Тем не менее все переговоры об их судьбе проходили в такой секретности, что даже Соколовская и Рыбин ничего о них не знали.
Глава фонда «Украинская политика» Константин БОНДАРЕНКО заявил «МК», что украинское общество воспримет помилование россиян положительно. «Украинцы рассматривают тему ГРУшников как часть общего процесса по возвращению Савченко. Поэтому помилование будет рассматриваться как решение президента любой ценой добиться ее освобождения. Никто не станет протестовать или пытаться помешать этому», — утверждает политолог.
В свою очередь процедура возвращения украинки Надежды Савченко, приговоренной к 22 годам за пособничество в убийстве российских журналистов под Луганском, максимально освещается всеми СМИ. Но в отличие от россиян она не просит ни о каком помиловании, свою вину не признает и вообще считает себя неподсудной российской Фемиде. Как ни странно, это нисколько не мешает ее возвращению домой по Конвенции от 1983 года, главным основанием для которой является согласие с приговором. Адвокаты Савченко говорят, что такое решение было принято на высшем уровне, и, несмотря на всю абсурдность ситуации, это единственная возможность Кремля выйти из ситуации с наименьшими потерями для репутации. При этом Президент России не может помиловать Савченко, потому что по российским законам она должна его попросить об этом.
Также к обмену на Александрова и Ерофеева пытались привязать так называемых крымских террористов Олега Сенцова, Александра Кольченко и Геннадия Афанасьева, приговоренных к 20, 10 и 7 годам колонии соответственно. Но эта троица также подала документы для отбывания наказания на Украине.
По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила ПОГРЕБИНСКОГО, которое он высказал в интервью «МК», помилование все равно не может быть односторонним. «Я не верю, что Порошенко решил просто так проявить свое миролюбие. Скорее всего помилование будет взаимным, например, Президент России Владимир Путин может помиловать Николая Карпюка и Станислава Клыха», — сообщил эксперт «МК».
На прошлой неделе суд присяжных в Чечне признал Карпюка и Клыха виновными в том, что в 1994–1995 годах они на стороне боевиков участвовали в обороне Грозного от федеральных войск. Суд установил, что подсудимые убили не меньше 30 солдат, и это несмотря на то, что все дело было построено на показаниях одно закоренелого уголовника, который, по словам его отчима, ни разу не был в Чечне и сейчас умирает от ВИЧ, гепатита С и туберкулеза в одной из российских колоний. Срок наказания чеченский суд огласит в конце мая, но уже сейчас адвокаты украинцев предрекают пожизненное заключение.
В ночь на вторник президенты России и Украины примут участие в телефонных переговорах по Донбассу в «нормандском формате». Возможно, в ходе этого разговора судьба россиян и украинцев прояснится еще больше.