Общеизвестно, что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников получают серьезные — вплоть до автоматического зачисления в вузы — преференции при поступлении. Понятно, что ставки в этой игре очень высоки, ведь речь по большому счету идет о судьбе. И очень обидно, когда игра эта ведется не то чтобы уж явно краплеными картами, но методами весьма сомнительными.
Всероссийская олимпиада по МХК завершилась в Санкт-Петербурге 26 апреля. Лучшего места для награждения победителей по этому предмету, чем город-музей, понятно, не найти. Однако финалистам оказалось не до окрестных красот.
Мало того, что организаторы категорически отказались показать апеллянтам критерии, по которым проверялись их работы. На всю процедуру апелляции — пересчета баллов — они отвели строго 8 минут. А чтобы будущие искусствоведы уж точно не смогли перепроверить своих результатов — других логических объяснений этому решению устроителей лично я найти не смогла, как ни старалась, — запретили им приносить на апелляцию любые электронные устройства. Даже непрограммируемые калькуляторы.
Нашего человека, конечно, голыми руками не возьмешь. И тренер московской команды Сергей Бевчук нашел выход из положения: закупил в окрестных магазинах нужное количество обыкновенных бухгалтерских счетов и выучил своих ребят на них считать. Однако воспользоваться этим инструментарием на апелляции команде не удалось. Члены жюри, не будь дураками, издали дополнение к правилам, приравнивающее счеты к калькуляторам. И на этом основании, рассказали «МК» совершенно ошарашенные участники, велели их изъять.
Удивительно, но даже на математической олимпиаде калькуляторами при подсчетах на апелляциях пользоваться можно, а на пересчет баллов у каждого уходит чуть ли не по полчаса. Подчеркну еще раз: математической! Так почему же юным искусствоведам, как правило, не особо сильным в матупражнениях, запретили любые счетные механизмы, а на устный счет в пределах тысячи (победитель, например, набрал больше 1 тыс. баллов), да еще в условиях стресса, оставили всего 8 минут?
В Москве, заявил «МК» руководитель городской олимпиады Иван Ященко, «все открыто и прозрачно. Перед апелляциями мы обязательно выкладываем всю информацию и сами больше всех в этом заинтересованы: каждая ошибка, допущенная при проверке и подсчете баллов, для нас трагедия. А Минобрнауки, вместо того чтобы сделать все олимпиады более открытыми и прозрачными, допускает такое!»
Марина ЛЕМУТКИНА,
обозреватель