Прежде всего об отметках. Знаете ли вы, что в некоторых школах Москвы в младших классах от них отказались вовсе, хотя оценки того, как работает тот или иной ребенок, там есть. Считается, что у малышей и без того огромные нагрузки, так что нечего их травмировать зря. Однако, по мнению самых продвинутых новаторов, привычная система «вычитания баллов», когда из условного максимума, «пятерки», вычитаются штрафные очки за сделанные ошибки, должна полностью уйти в прошлое, уступив место принципу «сложения». Отметка, утверждают они, должна слагаться из плюсования поощрительных баллов за каждое из выполненных заданий. А заодно пора отказаться и от привычной установки, что дети должны выполнить все задание целиком. Уже сейчас самая сложная часть ЕГЭ рассчитана не на всех, а лишь на малую группу выпускников, напоминают они. И это нормально.
Теперь о том, как именно надо учить детей. Нынешнее поколение рождено в цифровом мире. Так что школа для поддержания авторитета должна идти в ногу со временем и использовать современные технологии. Формально так и происходит. Но официальное провозглашение данного курса кое-где привело к имитации: интерактивные доски и иже с ними директора, как было велено, закупили — и тут же заперли в надежном месте, чтобы случайно чего не попортить, а при необходимости — отчитаться перед вышестоящими инстанциями о торжестве прогресса.
Между тем реальное внедрение в образовательный процесс новых технологий выглядит не так. Взять хотя бы смешанное обучение или модели «перевернутого класса», уже практикуемые в некоторых школах. Объяснения учителя записываются на видеоролик и отправляются по электронной почте ученикам. А те смотрят его дома и присылают учителю ответы на вопросы, причем каждый — в удобное для себя время — хоть в 16.00, хоть в 23.30. Стоит ли говорить. что прослушать объяснения при такой системе каждый школьник может столько раз, сколько ему нужно, что в обычном классе невозможно. Учитель же по присланным ответам видит, кто из ребят что понял, и, проанализировав их ответы, может организовать классную работу по-новому: разбить учеников на группы и каждой дать свое задание.
Данная система открывает путь к провозглашенной, но пока практически не реализуемой задаче индивидуальной траектории обучения каждого школьника — с собственным учебным планом и с индивидуальным набором предметов. При таком подходе в каждой параллели формируются учебные группы по выбранным ребятами предметам, и в каждой можно выбрать уровень изучения: базовый или профильный.
Одной из традиционных бед отечественного образования, включая среднее, как подтверждают международные исследования, является чрезмерная академичность и оторванность от жизни: теоретическую физику, к примеру, ребенок знает, но почему из крана течет вода — не понимает. Чтобы решить эту проблему, не снижая уровня фундаментальной подготовки, новаторы предлагают, а в лучших школах уже реализуют практикоориентированный подход: создают школы мастерства, школы-лаборатории, а то и просто устанавливают в школьных коридорах конструкции, иллюстрирующие законы физики. Да хоть ту же модель подачи воды. Или на уроках труда с 1-го класса учат детей работать по дереву, потом по металлу, а в старших классах переходят к индивидуальным проектам: полностью сделать своими руками кресло, вешалку, а то и экзотическую лиру-кантеле, которая потом зазвучит на уроке истории, где ребята проходят науку, культуру и историю данного периода.
Или взять практику школьных театральных проектов, где театр связан чуть ли не со всеми предметами — историей, литературой, трудом или иностранными языками. На уроках труда ребята шьют исторические костюмы средневековой эпохи; на уроках музыки — играют и поют средневековые музыкальные произведения, а на уроках истории проходят историческую канву эпохи. И всё благодаря этой взаимосвязи усваивается быстро и легко.
Главная проблема — втиснуть горы информации в рабочий план, не сделав нагрузки детей запредельными. Один из путей ее решения — перевод школы на модульную систему, принципиально отличную от традиционно урочной. Правда, уроки есть и в таких школах, но выглядят они иначе. Первые уроки длятся 1 час 45 минут. Это — предметы, которые проходят в любой школе. А со 2-го урока включается модульная система: погружение в какой-то один предмет. Его проходят каждый день в течение 4 недель. Затем точно так же погружаются в следующий предмет, в то время как на все прочие остается по 1–2 урока в неделю.
Те, кто опробовал этот опыт, довольны. Ну а форма обучения может быть разной. Скажем, в младших классах — игра: «МК» лично наблюдал в одной из лучших московских школ урок устного счета, на котором учитель спрашивал, сколько будет 4+3, а ученик отвечал, что 7, кидая друг другу мячик. Другое задание было таким: подсчитать, сколько рублей нарисовано на картинке, «заплатить» ими за понравившиеся игрушки так, чтобы не выйти из бюджета, и подсчитать сдачу. Когда же, притомившись шопингом, кое-кто из малышей стал отвлекаться, учительница (к слову сказать, практикантка из педвуза) написала на доске заведомо неправильный ответ. И класс, с восторгом уличив ее в ошибке, вновь включился в работу. Что тут скажешь! Нас, увы, устному счету учили по-другому...
И, наконец, о новой атмосфере в школе. Хорошая школа — это место для радости, считают новаторы. А пресловутая «дисциплина», на которую чуть ли не молились раньше, совсем не полезна ребенку. Новые поколения будущих педагогов в ведущих педуниверситетах страны уже учат, что «чем больше ставка на внешнюю дисциплину, тем меньше бывает внутренней». И делают все, чтобы те, придя в школу, растили своих учеников свободными людьми.
О новых, прогрессивных методиках обучения в школе можно говорить без конца: их много, и одна лучше другой: крупинками чистого золота сверкают они в педагогических забоях нашей страны. Но, увы, всерьез намывать этот золотой песок государство пока толком не начинало. Вместо распространения лучшего опыта чиновники от образования душат школы безумными валами отчетности, а учителя — столь же стремительно растущей педнагрузкой. А тут уж не до изысков.