Можно ли разбогатеть на страшилках и головоломках

Квест, который не лопнет

В Москве прочно вошли в моду интеллектуальные развлечения, основанные на компьютерных играх в жанре «выйди из комнаты». Квест-румы — комнаты, полные загадок и тайн и оформленные в рамках определенного сюжета. Уставшие после работы горожане спешат туда, чтобы окунуться в другой мир: побывать полярником на станции Северного полюса, попытаться ограбить банк и сбежать с добычей, почувствовать себя в роли работника морга, охотника за привидениями, жильцом дома с призраками и т.п. Попутно посетителям квестов нужно отгадывать загадки и решать задачки на пути к победе.

О том, как проходить подобные испытания, журналисты писали уже не раз. А вот как самостоятельно заработать на «тайных комнатах»? Первопроходцы в этой сфере развлечений раскрыли «МК» профессиональные секреты и дали советы, как открыть хороший квест.

Квест, который не лопнет
Посетители квеста могут почувствовать себя и моряками-подводниками… Фото: Илья Нодия

Кто умен — тот вышел вон

Что такое квест в реальности и как это работает? Участников запирают в неком помещении, наполненном головоломками, и дают 60 минут на то, чтобы они оттуда смогли выйти. Это немного напоминает форт Боярд, но с важным отличием — вам не нужно обладать физической силой и выносливостью, чтобы пройти испытание, главное — уметь мыслить логически и быстро соображать. Нужно последовательно отгадывать загадки, иногда решать несложные математические задачки, уметь выстраивать увиденное в логическую цепочку. Шаг за шагом они приведут вас к ответу, который поможет открыть дверь на выход. В общем, развлечение для интеллектуалов, склонных к авантюризму.

Самые первые два квеста открылись в Москве два с лишним года назад. Это были тематические комнаты с сюжетом «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». Успех был колоссальный, поток желающих поиграть не иссякал, все затраты окупились за полтора месяца — и создатели стали расширяться. И сразу появились конкуренты. Через год в столице было уже 300 квестов с разными сюжетами. Самые популярные — «ограбление банка» и «побег из тюрьмы». Они требовали не так много реквизита и пользовались большим спросом.

— Для нас очень важно, чтобы каждый квест доставлял как минимум удовольствие, как максимум восторг, — рассказывает Сергей Картинцев, коммерческий директор компании по созданию квестов в реальности в России. — В нашем понимании квесты — это две составляющие. Во-первых, интеллектуальное развлечение. А значит, в процессе прохождения у вас не должны зашкаливать эмоции. Поэтому мы против, когда в сюжет внедряются актеры, пугающие участников. Потому что когда вы боитесь — ваши когнитивные способности снижаются. Второе — соприкосновение с каким-то миром, необычным для повседневности. Начиная от того, что вы можете попасть в пыточную камеру инквизиции, в средневековый замок, в сказку по русским народным мотивам, до того, что вы оказываетесь в космическом корабле из фильма «Чужой», в лаборатории сериала «Во все тяжкие». Вау-эффект достигается не за счет того, что вас напугали или обрадовали, а за счет того, что вам очень приятно взаимодействовать с этим интерьером, антуражем, предметами из этого мира.

Погружение в другие миры требует полного отрешения от повседневности. Именно по этой причине участников просят оставлять мобильные телефоны за пределами комнаты. Один звонок извне разрушит иллюзию.

На сегодняшний день в Москве открыто 550–600 комнат. Разброс цен от 1000 до 4500 рублей за игру. К сожалению, едва ли половину из них можно назвать качественными. Это привело к тому, что многие поклонники подобного вида отдыха в квестах разочаровались.

Цифра

Аренда нежилого помещения в подвале в пределах Кольцевой линии метрополитена обойдется в среднем в 80 000 рублей в месяц. Если искать пространство на минус втором этаже без окон, получится еще дешевле. Цены за пределами Садового кольца ощутимо приятнее — за 40 000 вполне можно найти подходящие варианты.

— Это можно сравнить с появлением кинематографа, — объясняет Сергей. — В начале ХХ века любое кино было событием, не важно, хорошее оно или плохое. Так же и с квестами. Год назад в Москве любой квест воспринимался как что-то новое, необычное и априори интересное. Многим пользователям, особенно пришедшим впервые, было непонятно, зачем платить 4000 рублей, если где-то просят 1500. Но когда вы идете в квест за 1000–1500 рублей, скорее всего, вы будете разочарованы декорациями, сценарием и интеллектуальной составляющей. И больше в эту компанию не вернетесь.

Как открыть квест-рум?

Рынок комнат-тренажеров для мозгов вошел в стадию зрелости. Если год назад можно было открыть квест с затратами на комнату в 300–500 тысяч и быстренько заработать за счет маленькой базовой стоимости, то сейчас это уже сложно. Ажиотаж спал, участники тщательно проверяют репутацию брендов, предлагающих услугу. Тем не менее у квестов есть огромное количество преданных поклонников, которые с нетерпением ждут открытия новых точек. Главный совет от гуру этой сферы — на одной локации должно быть не меньше двух квестов. А вообще чем больше, тем лучше. Судите сами: в ходе эксплуатации объекта порядка 70% затрат — это фонд оплаты труда нанятых сотрудников. При этом на функционирование одной, двух, даже трех комнат нужно одинаковое количество персонала. Но людей будет приходить больше. Выгода налицо.

...и героями приключений Шерлока Холмса. Фото: Илья Нодия

Важно помнить, что квест — это одноразовая история. Игрок, который побывал в одной комнате, больше в нее не пойдет. Зато если у вас в одном месте несколько комнат — в большинстве случаев компании опробуют и их. И затраты окупятся столько раз, сколько гость посетит квестов.

Если вы решили открыть собственный квест, перво-наперво нужно придумать сюжет и написать сценарий. Можно это сделать самостоятельно, можно обратиться к специально обученным людям. Желательно, чтобы сюжет не был очень заезженным. Отделение полиции, психиатрическая больница, хранилища банков — все москвичи, интересующиеся квестами, там уже побывали. Изучите темы, которые предлагают конкуренты, и придумайте что-то новое.

Второй шаг — ищем помещение. Здесь вам повезло, под квест подойдет абсолютно любое пространство, ведь в этой сфере абсолютно не играют роли окна. В любом помещении вам придется построить внутри другой мир, поэтому не важно, какое оно в самом начале. Большинство столичных квестов располагается в подвалах — ввиду недорогой аренды. Причем не имеет значения — подвал этот в жилом доме или нет. Квест не создает шума и проблем для соседей. Туда заходят люди небольшими группами и ведут себя довольно тихо. Тем не менее в доме внутри дома все равно нужно обеспечить хорошую звукоизоляцию. Площадь одного квеста — порядка 50 м, но это только игровая зона. Плюс нужно разместить где-то операторов, гостевую зону с чаем и печеньем, санузел.

Дальше начинается самое главное — строительные работы, от построения it-системы и инженерных схем загадок до декораций. Для создания одного качественного квеста, по подсчетам экспертов, потребуется 3–4 млн рублей.

— Когда у вас очень маленький бюджет, как бы гениальны вы ни были, у вас очень сильно ограничена тематика, приходится выбирать из самых дешевых, — говорит Сергей Картинцев. — Приведу пример. В чем сложности воссоздания любого фэнтезийного мира? Вы ничего не можете пойти и купить, вам все нужно произвести с нуля. Эльфийские стулья не продаются в магазине. А то, что там продается, не воспринимается как эльфийский стул. Если ты создаешь восторг от взаимодействия с предметами, они не должны быть заимствованы из повседневности. А значит, это индивидуальное производство и совсем другие цены.

И это главная беда организаторов квестов. Они вкладывают в производство 300–400 тысяч, а на выходе клиенты получают бедный антураж и технические неполадки. Некачественный квест — это если вы зашли в комнату и видите один стул и шкаф. И больше ничего нет. Вы понимаете, что все загадки спрятаны в стуле и в шкафу, вам становится бедно и скучно. Но самое скверное, по мнению экспертов, что все загадки в плохом квесте построены на однообразных действиях: вы ищете ключик, чтобы открыть замочек, потом ищете следующий ключик, чтобы открыть следующий замочек, и т.д. Эта механика очень быстро надоедает: зайдя в комнату, вы заранее знаете, что вам нужно найти 10 ключиков от 10 замочков и дальше выйти. Скучно.

Иное дело, когда ты заходишь и не знаешь, что именно тебе надо искать. Может быть, из цифр на стене нужно вычислить код, который будет означать номер телефона. А его нужно набрать со стационарного аппарата и определить по звуку, где спрятан мобильник, на котором в непрочитанном смс будет новая загадка. Или, к примеру, ты видишь на стене флаг Испании и понимаешь, что нужно искать в комнате книгу испанского автора, среди страниц которой спрятан новый код.

Другой уровень непрофессионализма — технические поломки. Если во время прохождения квеста у игроков что-то сломалось, система должна быть построена так, чтобы оператор быстро устранил неполадку из кабинета, не потревожив клиентов. Для этого нужна единая информационная сеть. Если оператору нужно зайти внутрь и что-то сделать, это мгновенно убивает всю иллюзию.

Сейчас на рынке появились компании, предлагающие построить квест-рум «под ключ». Среди них есть весьма достойные. Если вам показывают список созданных квестов, не поленитесь позвонить и расспросить, а лучше зайти и посмотреть лично. Сказать, что мы построили дирижабль, легко, но где гарантия, что технически там все хорошо сделано? Смогут ли они представить описание будущих загадок и устройств? Техническую документацию, инженерные карты нужно просить обязательно, потому что если они знают, как это сделать — это признак качества. И если потом что-то сломается, они смогут это исправить. При этом исправлять поломку нужно в кратчайшие сроки. Потому что все квесты раскупаются игроками по предбронированию, простой комнаты нанесет и финансовые, и репутационные убытки. Ведь клиентов, которым отказали по причине ремонта, будет сложно вернуть назад.

Селфи не снимать, реквизит не ломать

Как только квесты появились в Москве, сотрудники признавались, что по ночам им приходилось чинить сломанный гостями реквизит. Сейчас опыт прошлых ошибок учтен, элементы декора создаются из более прочных материалов. Тем не менее рано или поздно что-то приходится ремонтировать.

— Когда нет игр, реквизит мы подкрашиваем и подклеиваем, — рассказывает Сергей. — Просто есть элементы антуража — типа книги, блокнота, стеклянных предметов, которые подвержены износу и порче. Это может быть декор, а игроки решили, что это элемент загадки. Оператор не успел им сказать: «Стойте, не ломайте, там нет загадки». Все это жизненные вещи. И мы стараемся полностью восстановить поломку за 15 минут технологического перерыва.

Цифра

Месячная выручка от посещений локации с двумя квестами, при условии загрузки три игры в день стоимостью 2500 каждая, — 450 000 рублей.

Кстати, ситуации, когда игроки принимают предметы антуража за элементы головоломки, случаются очень часто. Отрывают полки, рычажки, провода. В квесте «Узники Подземелья» есть вращающийся рычаг — отрывали и его. Поэтому перед началом испытания сотрудники предупреждают: если что-то из реквизита не поддается вам при небольшом усилии, то, скорее всего, это не таит в себе загадку.

— Но в этом нет ничего страшного, — успокаивает Сергей. — Наша задача не сделать квест неубиваемым, как танк, нам нужно сделать его таким, чтобы он вызывал максимальное погружение в мир у игроков. Ведь в жизни мы взаимодействуем с кучей хрупких предметов. И они выходят из строя.

Квесты работают на полном доверии к клиентам. Создатели понимают, что при желании можно туда прийти со скрытой камерой и все снять. Но ведь игроки сами не получат удовольствие от того, что заранее будут знать ответы. Селфи внутри комнаты тоже не сделать — но не потому, что «засветится» антураж, просто наличие смартфона — предмета из современного мира — помешает ощущениям.

Кажется, будто за 2,5 года Москва должна была пресытиться квестами. Действительно, эта отрасль пережила несколько волн — их успели полюбить, разлюбить и снова воспылать нежными чувствами. Люди стали разбираться, в какие компании можно обратиться за интеллектуальным развлечением, а в какие не стоит. В среднем в день на каждую профессионально оборудованную комнату приходится 8–9 игр. При этом по рынку считается прекрасным играть 3 игры в день.

С точки зрения пользы подобные развлечения здорово развивают интеллект населения. Горожане, отвыкшие включать мозг во время отдыха, с радостью окунаются в мир логики и сообразительности и получают от этого удовольствие. Вы привыкли считать цифры на калькуляторе? Придется вспомнить, как это делать с помощью бумажки и ручки. Ведь будет обидно, если вы не сможете выбраться из комнаты только потому, что забыли, как делить столбиком.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27083 от 18 апреля 2016

Заголовок в газете: Квест, который не лопнет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру