Кто умен — тот вышел вон
Что такое квест в реальности и как это работает? Участников запирают в неком помещении, наполненном головоломками, и дают 60 минут на то, чтобы они оттуда смогли выйти. Это немного напоминает форт Боярд, но с важным отличием — вам не нужно обладать физической силой и выносливостью, чтобы пройти испытание, главное — уметь мыслить логически и быстро соображать. Нужно последовательно отгадывать загадки, иногда решать несложные математические задачки, уметь выстраивать увиденное в логическую цепочку. Шаг за шагом они приведут вас к ответу, который поможет открыть дверь на выход. В общем, развлечение для интеллектуалов, склонных к авантюризму.
Самые первые два квеста открылись в Москве два с лишним года назад. Это были тематические комнаты с сюжетом «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». Успех был колоссальный, поток желающих поиграть не иссякал, все затраты окупились за полтора месяца — и создатели стали расширяться. И сразу появились конкуренты. Через год в столице было уже 300 квестов с разными сюжетами. Самые популярные — «ограбление банка» и «побег из тюрьмы». Они требовали не так много реквизита и пользовались большим спросом.
— Для нас очень важно, чтобы каждый квест доставлял как минимум удовольствие, как максимум восторг, — рассказывает Сергей Картинцев, коммерческий директор компании по созданию квестов в реальности в России. — В нашем понимании квесты — это две составляющие. Во-первых, интеллектуальное развлечение. А значит, в процессе прохождения у вас не должны зашкаливать эмоции. Поэтому мы против, когда в сюжет внедряются актеры, пугающие участников. Потому что когда вы боитесь — ваши когнитивные способности снижаются. Второе — соприкосновение с каким-то миром, необычным для повседневности. Начиная от того, что вы можете попасть в пыточную камеру инквизиции, в средневековый замок, в сказку по русским народным мотивам, до того, что вы оказываетесь в космическом корабле из фильма «Чужой», в лаборатории сериала «Во все тяжкие». Вау-эффект достигается не за счет того, что вас напугали или обрадовали, а за счет того, что вам очень приятно взаимодействовать с этим интерьером, антуражем, предметами из этого мира.
Погружение в другие миры требует полного отрешения от повседневности. Именно по этой причине участников просят оставлять мобильные телефоны за пределами комнаты. Один звонок извне разрушит иллюзию.
На сегодняшний день в Москве открыто 550–600 комнат. Разброс цен от 1000 до 4500 рублей за игру. К сожалению, едва ли половину из них можно назвать качественными. Это привело к тому, что многие поклонники подобного вида отдыха в квестах разочаровались.
Цифра
Аренда нежилого помещения в подвале в пределах Кольцевой линии метрополитена обойдется в среднем в 80 000 рублей в месяц. Если искать пространство на минус втором этаже без окон, получится еще дешевле. Цены за пределами Садового кольца ощутимо приятнее — за 40 000 вполне можно найти подходящие варианты.
— Это можно сравнить с появлением кинематографа, — объясняет Сергей. — В начале ХХ века любое кино было событием, не важно, хорошее оно или плохое. Так же и с квестами. Год назад в Москве любой квест воспринимался как что-то новое, необычное и априори интересное. Многим пользователям, особенно пришедшим впервые, было непонятно, зачем платить 4000 рублей, если где-то просят 1500. Но когда вы идете в квест за 1000–1500 рублей, скорее всего, вы будете разочарованы декорациями, сценарием и интеллектуальной составляющей. И больше в эту компанию не вернетесь.
Как открыть квест-рум?
Рынок комнат-тренажеров для мозгов вошел в стадию зрелости. Если год назад можно было открыть квест с затратами на комнату в 300–500 тысяч и быстренько заработать за счет маленькой базовой стоимости, то сейчас это уже сложно. Ажиотаж спал, участники тщательно проверяют репутацию брендов, предлагающих услугу. Тем не менее у квестов есть огромное количество преданных поклонников, которые с нетерпением ждут открытия новых точек. Главный совет от гуру этой сферы — на одной локации должно быть не меньше двух квестов. А вообще чем больше, тем лучше. Судите сами: в ходе эксплуатации объекта порядка 70% затрат — это фонд оплаты труда нанятых сотрудников. При этом на функционирование одной, двух, даже трех комнат нужно одинаковое количество персонала. Но людей будет приходить больше. Выгода налицо.
Важно помнить, что квест — это одноразовая история. Игрок, который побывал в одной комнате, больше в нее не пойдет. Зато если у вас в одном месте несколько комнат — в большинстве случаев компании опробуют и их. И затраты окупятся столько раз, сколько гость посетит квестов.
Если вы решили открыть собственный квест, перво-наперво нужно придумать сюжет и написать сценарий. Можно это сделать самостоятельно, можно обратиться к специально обученным людям. Желательно, чтобы сюжет не был очень заезженным. Отделение полиции, психиатрическая больница, хранилища банков — все москвичи, интересующиеся квестами, там уже побывали. Изучите темы, которые предлагают конкуренты, и придумайте что-то новое.
Второй шаг — ищем помещение. Здесь вам повезло, под квест подойдет абсолютно любое пространство, ведь в этой сфере абсолютно не играют роли окна. В любом помещении вам придется построить внутри другой мир, поэтому не важно, какое оно в самом начале. Большинство столичных квестов располагается в подвалах — ввиду недорогой аренды. Причем не имеет значения — подвал этот в жилом доме или нет. Квест не создает шума и проблем для соседей. Туда заходят люди небольшими группами и ведут себя довольно тихо. Тем не менее в доме внутри дома все равно нужно обеспечить хорошую звукоизоляцию. Площадь одного квеста — порядка 50 м, но это только игровая зона. Плюс нужно разместить где-то операторов, гостевую зону с чаем и печеньем, санузел.
Дальше начинается самое главное — строительные работы, от построения it-системы и инженерных схем загадок до декораций. Для создания одного качественного квеста, по подсчетам экспертов, потребуется 3–4 млн рублей.
— Когда у вас очень маленький бюджет, как бы гениальны вы ни были, у вас очень сильно ограничена тематика, приходится выбирать из самых дешевых, — говорит Сергей Картинцев. — Приведу пример. В чем сложности воссоздания любого фэнтезийного мира? Вы ничего не можете пойти и купить, вам все нужно произвести с нуля. Эльфийские стулья не продаются в магазине. А то, что там продается, не воспринимается как эльфийский стул. Если ты создаешь восторг от взаимодействия с предметами, они не должны быть заимствованы из повседневности. А значит, это индивидуальное производство и совсем другие цены.
И это главная беда организаторов квестов. Они вкладывают в производство 300–400 тысяч, а на выходе клиенты получают бедный антураж и технические неполадки. Некачественный квест — это если вы зашли в комнату и видите один стул и шкаф. И больше ничего нет. Вы понимаете, что все загадки спрятаны в стуле и в шкафу, вам становится бедно и скучно. Но самое скверное, по мнению экспертов, что все загадки в плохом квесте построены на однообразных действиях: вы ищете ключик, чтобы открыть замочек, потом ищете следующий ключик, чтобы открыть следующий замочек, и т.д. Эта механика очень быстро надоедает: зайдя в комнату, вы заранее знаете, что вам нужно найти 10 ключиков от 10 замочков и дальше выйти. Скучно.
Иное дело, когда ты заходишь и не знаешь, что именно тебе надо искать. Может быть, из цифр на стене нужно вычислить код, который будет означать номер телефона. А его нужно набрать со стационарного аппарата и определить по звуку, где спрятан мобильник, на котором в непрочитанном смс будет новая загадка. Или, к примеру, ты видишь на стене флаг Испании и понимаешь, что нужно искать в комнате книгу испанского автора, среди страниц которой спрятан новый код.
Другой уровень непрофессионализма — технические поломки. Если во время прохождения квеста у игроков что-то сломалось, система должна быть построена так, чтобы оператор быстро устранил неполадку из кабинета, не потревожив клиентов. Для этого нужна единая информационная сеть. Если оператору нужно зайти внутрь и что-то сделать, это мгновенно убивает всю иллюзию.
Сейчас на рынке появились компании, предлагающие построить квест-рум «под ключ». Среди них есть весьма достойные. Если вам показывают список созданных квестов, не поленитесь позвонить и расспросить, а лучше зайти и посмотреть лично. Сказать, что мы построили дирижабль, легко, но где гарантия, что технически там все хорошо сделано? Смогут ли они представить описание будущих загадок и устройств? Техническую документацию, инженерные карты нужно просить обязательно, потому что если они знают, как это сделать — это признак качества. И если потом что-то сломается, они смогут это исправить. При этом исправлять поломку нужно в кратчайшие сроки. Потому что все квесты раскупаются игроками по предбронированию, простой комнаты нанесет и финансовые, и репутационные убытки. Ведь клиентов, которым отказали по причине ремонта, будет сложно вернуть назад.
Селфи не снимать, реквизит не ломать
Как только квесты появились в Москве, сотрудники признавались, что по ночам им приходилось чинить сломанный гостями реквизит. Сейчас опыт прошлых ошибок учтен, элементы декора создаются из более прочных материалов. Тем не менее рано или поздно что-то приходится ремонтировать.
— Когда нет игр, реквизит мы подкрашиваем и подклеиваем, — рассказывает Сергей. — Просто есть элементы антуража — типа книги, блокнота, стеклянных предметов, которые подвержены износу и порче. Это может быть декор, а игроки решили, что это элемент загадки. Оператор не успел им сказать: «Стойте, не ломайте, там нет загадки». Все это жизненные вещи. И мы стараемся полностью восстановить поломку за 15 минут технологического перерыва.
Цифра
Месячная выручка от посещений локации с двумя квестами, при условии загрузки три игры в день стоимостью 2500 каждая, — 450 000 рублей.
Кстати, ситуации, когда игроки принимают предметы антуража за элементы головоломки, случаются очень часто. Отрывают полки, рычажки, провода. В квесте «Узники Подземелья» есть вращающийся рычаг — отрывали и его. Поэтому перед началом испытания сотрудники предупреждают: если что-то из реквизита не поддается вам при небольшом усилии, то, скорее всего, это не таит в себе загадку.
— Но в этом нет ничего страшного, — успокаивает Сергей. — Наша задача не сделать квест неубиваемым, как танк, нам нужно сделать его таким, чтобы он вызывал максимальное погружение в мир у игроков. Ведь в жизни мы взаимодействуем с кучей хрупких предметов. И они выходят из строя.
Квесты работают на полном доверии к клиентам. Создатели понимают, что при желании можно туда прийти со скрытой камерой и все снять. Но ведь игроки сами не получат удовольствие от того, что заранее будут знать ответы. Селфи внутри комнаты тоже не сделать — но не потому, что «засветится» антураж, просто наличие смартфона — предмета из современного мира — помешает ощущениям.
Кажется, будто за 2,5 года Москва должна была пресытиться квестами. Действительно, эта отрасль пережила несколько волн — их успели полюбить, разлюбить и снова воспылать нежными чувствами. Люди стали разбираться, в какие компании можно обратиться за интеллектуальным развлечением, а в какие не стоит. В среднем в день на каждую профессионально оборудованную комнату приходится 8–9 игр. При этом по рынку считается прекрасным играть 3 игры в день.
С точки зрения пользы подобные развлечения здорово развивают интеллект населения. Горожане, отвыкшие включать мозг во время отдыха, с радостью окунаются в мир логики и сообразительности и получают от этого удовольствие. Вы привыкли считать цифры на калькуляторе? Придется вспомнить, как это делать с помощью бумажки и ручки. Ведь будет обидно, если вы не сможете выбраться из комнаты только потому, что забыли, как делить столбиком.