Это называется «Лестница в небеса». И спасибо Первому каналу за то, что он таки подумал о столь важной целевой ТВ‑аудитории, не бросил ее на произвол судьбы. 80+ — это звучит гордо. Мама моей доброй знакомой смотрит «Лестницу», боясь пропустить хоть мгновение. А потом еще обсуждает это с подругами. Этих подруг с каждым днем становится все больше.
Эти подруги дают рейтинг. О них вспомнили, вот они и рады. Они живут этим сериалом. Остальные — те, кто еще не дожил, — почему-то возмущаются. И местами даже плюются. Что не так, люди? Эта молодежь, которая до 80‑ти, говорит, что так уже не снимают. Что таких героев не бывает. И антигероев тоже.
Ну вы даете, ребята. Да вот послушайте, почитайте: «Фарид просит Ирину понять Артема и не препятствовать его счастью с Анной. Ирина объясняет, что дело вовсе не в женитьбе на Анне, а в шантаже и угрозах со стороны Максима Руднева, который не оставляет своих намерений возглавить компанию. Дела в холдинге плохи. Артем приезжает на совет директоров и меняет ситуацию. У Анны диагностируют злокачественные опухоли обоих глаз… Артем счастлив: он готовится к свадьбе с Анной, подбирает красивое свадебное платье, приглашает возлюбленную в ресторан. Однако Анна очень изменилась: погрустнела, вспоминает о матери, исчезает куда-то. Артем списывает поведение девушки на счет предсвадебных волнений. Стас узнает из прессы, что свадьба Изольды и Артема все же состоится. Он все бросает и едет на помощь Анне, рассказывает всю правду об аварии в семье Вяземских».
Это песня! Вяземский и Пушкин нервно курят, даже не переписываясь. Индийское кино отдыхает. «Рам и Шам», «Зита и Гита» дружно отправляются на свалку киноистории. «Просто Мария» в истерике, а злодей Леонсио из «Рабыни Изауры» оказывается милым воспитателем детского сада. А вы говорите «Санта-Барбара»! Нет, может, это фейк, я не спорю. Сценаристы специально прикалываются, посылая нас всех на… Изгаляются, доводят до абсурда всю эту нашу родную сериальную похабень. Тоже вариант. Тогда браво им, работникам пера и топора.
«Я люблю тебя, Анна», — говорит Артем и тут же на глазах у Анны обещает Изольде помолвку. Анна спокойна как трактор. «Иди спать, Анна», — говорит Артем. Анна уходит.
Или вот: отец, много лет искал свою пропавшую дочь, маялся, места себе не находил. И вдруг дочь нашлась. «А, это ты, заходи», — не вгоняя себя в краску, без всяких эмоций говорит отец.
Что это было? Заметки из желтого дома? «Человек дождя»? Нет, все здоровы, все свободны. Просто это адаптация корейского оригинала от 2003 года. Корейского, понимаете? И реакции героев сериала типично корейские, буддийские. А наши любимые сценаристы вместе с режиссерами все так и оставили, разве что имена русские приделали. А зачем париться?
Вообще в этом есть глубинный смысл. В наше непростое время, когда все так непредсказуемо, когда ежедневно меняется ценник в магазине, а рубль падает в пропасть, когда на глазах у всех отменяется Турция с Египтом для единственно возможного выезда раз в году на курорт, когда так страшно жить… Ну хочется, чтобы герой был героем, без всяких оттенков, а злодей злодеем. Чтобы ты знал всё наперед и не сомневался. Как в старых добрых советских фильмах сталинской эпохи: вот он, вредитель (шпион, враг народа — нужное подчеркнуть), у него это прямо на лбу написано.
Так что бей вредителей, ребята. А Артем еще женится на Анне. И на Изольде женится. А она (Анна или Изольда?) обязательно прозреет. Все будет хорошо.
Гитлер капут?
«— Фашист. — Немец, что ли? — Нет, кличка такая. — Вообще-то у меня дед на войне погиб... Ничего? — Бывает». Это «Брат» Алексея Балабанова. Классика.
А это артист Александр Петров с танцовщицей Анастасией Антелава. Он в сером немецком кителе. Она его пленница. Он стреляет ей по ногам. …А потом они кружатся в зажигательном танце под Фрэнка Синатру. В общем, все умерли. В результате.
Из-за нацистского мундира получился скандал. Как всегда, возбудились депутаты. Не сразу, на третий день только. Потому что «Танцы со звездами» не слишком уж рейтинговая программа. А теперь рейтинговая?
Это редкий случай, когда я согласен с депутатами. Нет, все уже было: «Семнадцать мгновений весны», бондарчуковский «Сталинград», «Гитлер капут!» даже и много чего еще… Но то было кино — хорошее, плохое, не важно. Контекст, мизансцены… Смысл, наконец.
Здесь госканал. Патриотический, пропагандистский. Витрина нашего образа жизни. Лучшего в мире! Развлекательное танцевальное шоу для домохозяек.
Важно место и время, бэкграунд, больше ничего. Уместно или нет, нужно демонстрировать или нет. В данном случае получился облом, полный облом. Никакого второго смысла, третьего глаза, четвертого измерения. Только артист в нацистской форме.
Был бы это «Дождь», тут же бы позвали ветеранов, общественность. Навешали бы всех собак, и не было бы канала в общем доступе. Но это не «Дождь», а «Россия», мать наша.
Ни под какой закон эта танцующая униформа не подпадает. Каждый судит в меру своей испорченности. «Россия» давно уже воспитала своего зрителя своей простотой — «как слышится, так и пишется». Оттого и данный «оригинальный» номер нельзя было ставить. Ни в коем случае! Это мое особое мнение.
До дня Великой Победы осталось… меньше месяца.
Выбор ясен
«Россия» валила Навального. В программе «Специальный корреспондент». Собрались самые главные, отборные политологи, кандидаты околовсяческих наук. Умеющие, а главное, любящие говорить на любые темы. Украина, Сирия, Навальный... Они знают все. И праведно, патриотически всех врагов ненавидят. На государственном уровне.
То ли он украл, то ли у него украли. Навальный — платный агент английской разведки «Ми-6» и лично товарища Браудера? Кто его знает.
Отлично заниматься пропагандой, когда есть Америка. С ее тупой, глупой внешней политикой за гранью преступления. Отлично заниматься пропагандой, когда есть родная наша несистемная оппозиция. С ее недалекостью, вечной грызней и неимоверно раздутыми амбициями. Но это люди, всего лишь люди, и ничто человеческое…
Отборные политологи так страстно кричали за Родину, так дружно перебивали тихого американца Майкла Бома и примкнувшего к нему Надеждина... Они так бились за наш суверенитет... Действительно, мы сами будем воровать в своей стране, и пусть весь мир отдохнет!
Это все было так мелко, убого, неинтересно. И тогда я переключился на другую кнопку. Где повторяли «На ночь глядя» с Альбертом Филозовым. Июнь 2014 года. И двух лет не прошло…
Филозов говорил уже оттуда, из вечности. Я ловил каждое его слово. Чтобы помнить… Вот там не было никакой политики, суеты, мелочности. Был Человек. А все остальное не важно.
И не было больше «Спецкора», политологов, Браудера, Навального. Никого не было, кроме Филозова. Потому что есть главное, живое, сущностное. И есть политическая трескотня на каждый день, патриотический мыльный пузырь и вранье по телевизору. Вот и выбирайте.