А ведь очень долго в ящике ее не было. Приснопамятный «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной» давно уже стал анекдотом, мэмом, объектом пародий. Хотя работа тогда была проделана колоссальная. Пушкина взяла в оборот чуть ли не все более-менее известное женское население РФ и окрестностей, а потом даже перешла на мужчин. Они тоже без зазрения совести выступали в «Женском взгляде», будто так и надо. Потом г-жа Пушкина периодически собирала своих женщин в кружок, демонстрировала их общественности, таким образом создав что-то вроде клуба по интересам. Интересам к Оксане Пушкиной.
Еще зрители видели ее в «Ледниковом периоде». Она там досталась Алексею Ягудину, любимчику Татьяны Тарасовой. Какой кошмар! Никто не завидовал Ягудину: Пушкина орала на него благим матом, а Леша терпел аки агнец. Во, баба дает, восхищались отдельные телезрители. Остальные точно так же возмущались. Ведь поднять Пушкину на руки, — это уже подвиг.
Далее она ушла в правительство Московской области на благородную должность детского омбудсмена. И вот вернулась! На НТВ выходит ее новая программа «Зеркало для героя». Для начала в первом выпуске девочкой для битья взяла Анастасию Волочкову. Казалось, это самое легкое, что можно себе представить. Потоптаться на Насте, завалить ее — святое дело. Помню, как в передаче «Школа злословия» Дуня Смирнова и Таня Толстая тоже взялись за Волочкову. Готовились, тренировались, и… «Вы были словно две тетки…» — сказала я Дуне после премьеры. А на фоне теток Настя была просто замечательная!
Никто никогда не мог справиться с Волочковой. Только Ксюша Собчак, когда, подбежав к своей заклятой подруге, мигом вспрыгнула на нее. Это было нечто!
Пушкина показывала прикольные и весьма оголенные волочковские фотки, что-то говорила о морали, нравственности, в общем, путалась в показаниях. Опять тетка, подумал я. От Насти все эти упреки а-ля женский монастырь отлетали, как футбольный мячик от штанги. Программа вышла провальная, но скандальная. Этим и запомнилась.
Но дальше Пушкину словно подменили. Она стала показывать класс. Влезала своим собеседникам под кожу, в душу и вытаскивала все самое… Разное — забавное, лихое, злое, смешное даже. «Зеркало для героя», как ТВ-событие, почти всегда, здесь и сейчас. Она хороший психолог, эта Пушкина. Да и сами выпуски вполне себе продуманы, сочетают присутствие нужных, порой интимных в хорошем смысле одних гостей с видеопризнаниями других. Пушкина почти со всеми на «ты», всех знает еще по той самой первой программе и часто выводит своих персонажей на экран двадцатилетней давности: «Вот тогда ты говорила так, а теперь…» Допрос с пристрастием, добрый и въедливый следователь в одном лице.
Мои отношения с Пушкиной довольно сложные, так случилось. Но меня к ней тянет. Как Гошу к Катерине в фильме «Москва слезам не верит». Черт побери, но почему-то ее хочется смотреть. Она-то слезам верит? Ну что ж, поплачем и посмеемся над собой и над ней в «Зеркале для героя». Если верим ей.
Свой среди чужих
Николай Сванидзе ступил на тропу войны. На скользкую дорожку. На минное поле. На канал «Россия 24» системы ВГТРК. То есть он вернулся к себе домой.
Всегда служил на государственном ТВ. Еще со времен попцовских «Вестей». До распада СССР. Был демократом, потом государственником. Теперь вот практически либерал, можно даже сказать, оппозиционер. Без пяти минут. Умный свободный человек, говорит только то, что думает. Правда, сильно никого не обижая при этом. Дипломат, да! А еще он ироничен и остроумен, что весьма полезно в наших новых условиях великого патриотизма.
Его слышно на «Эхе Москвы», но не видно на «России-1», его альма-матер. Никто Сванидзе не увольняет, Олег Добродеев прикрывает его до сих пор. Но когда ТВ-обозревателя слышно, но не видно, это нонсенс (извините, за непатриотическое слово). С такими взглядами да без охраны! Сванидзе в черных списках?
Оказалось, нет. Его выдержали, как хорошее грузинское вино, и опять пустили на большой голубой экран. Теперь на «России 24» он делает реплики. Пятиминутки… нет, не ненависти, конечно, но ума и личностного взгляда на вещи.
О чем это говорит? О верности ему Добродеева? Безусловно. Но и о нашей власти тоже. Ей просто необходим такой Сванидзе (если она еще адекватна). Да, как попугай в клетке (надеюсь, Николай Карлович не обидится на сравнение с этой замечательной и тоже весьма остроумной птицей). Вот приедет с инспекцией какой-нибудь Керри из Америки или тетя Меркель: «Ну что, есть тут у вас свобода слова, прижимаете оппозицию?» Тут их подведут к клетке («Россия 24»), откроют шторки: «Вот, смотрите, у нас здесь свой критик Кремля имеется, доморощенный. А ну-ка Николай Карлович, скажи им…» А он и скажет: про Надежду Савченко, которую держат в тюрьме ни за что ни про что, про Михалкова с его патриотическими вывертами…
Возможно, так думает власть, используя Сванидзе. Но сам Сванидзе, уверен, думает по-своему. И говорит по-своему. Как считает нужным, так и говорит. Идет большая игра. В красном углу ринга — умные свободомыслящие, желающие остаться порядочными личности, которые тем не менее не хотят стать маргиналами. В синем углу вся королевская рать. Звучит гонг, поединок начинается. Обмен мнениями при помощи жестов. Интеллектуальный бокс. Вы за кого? Я — за Сванидзе.
Гигант мысли
Сидит в студии молодой человек 55 лет отроду. Серьезный такой, суровый. А глаза хитрые. Умные глаза. Сидит, говорит какие-то важные, основополагающие вещи. Про кино, про свое продюсерство. Про искусство, в общем. Кто бы это мог быть? Да, Александр Цекало, собственной персоной.
Никто не верит. Клоун, шут, пересмешник. Мальчик для битья в «Прожекторперисхилтон», об которого вытирали свои острые язычки Ургант, Светлаков и Мартиросян. Как этот несерьезный вроде человек превратился в такого гиганта?!
Мне кажется, просто работал над собой. Читал хорошие книжки. Искал себя. И нашел. Один, без всякой Лолиты! На его счету теперь «Обратная стороны Луны», «Мажор», «Клим», «Метод», «Фарца», «Саранча»… Вы понимаете, что это и есть качество. Практически ни одного пустого сериала, бездумного, дешевого, каких великое множество на нашем ТВ. Выходит, Цекало — это уже стиль. И метод, да.
При этом, уверен, сядь он опять за стол «Перисхилтон», опять будет молчать, а остроумная молодежь над ним похохатывать. Конечно, может, здесь он недогоняет. Зато давно обогнал уже очень многих в своей профессии.
Пусть смеются. Над собой смеются. А он посмеется над нами последним. Хорошо посмеется, я уверен.