Эксперты сомневаются, что причиной катастрофы в Ростове стал человеческий фактор

Пилоты «притянули» беду?

«Не волнуйся, тяни!» — просит своего коллегу один из пилотов Boeing 737, стремительно теряющего высоту в небе над Ростовом. После этого еще шесть секунд в кабине слышатся «нечеловеческие крики», и на этом запись обрывается... Журналисты «Вестей», сославшись на документ, полученный от «источников в комиссии по расследованию, где переложили информацию речевого самописца на бумагу», обнародовали последние слова экипажа разбившегося авиалайнера.

Пилоты «притянули» беду?
Тот самый «кнюпель» (или триммер), нажатие которого, по версии некоторых СМИ, могло привести к катастрофе.

Также журналисты попытались реконструировать действия пилотов в последние минуты перед катастрофой. По некоторым предположениям, причиной трагедии могло стать случайное нажатие пилотом одной из кнопок, что привело к блокированию ручного управления самолетом.

Эксперт «МК» — действующий пилот одной из ведущих авиакомпаний — проанализировав последнюю информацию, делает вывод, что в данном случае скорее можно говорить об отказе техники, чем о человеческом факторе.

Предположительно, события развивались следующим образом. После первой неудачной попытки посадить самолет 37-летний пилот Аристос Сократус решил уйти на второй круг. В это время автопилот еще работал, экипаж планировал поднять самолет на 1500 метров. В течение 40 секунд лайнер поднимался в автоматическом режиме. А потом пилот отключил функцию автопилота, после чего Boeing стал терять высоту.

Специалисты предположили, что, отключив автоматику, пилот попытался вывести самолет в горизонтальный полет, однако в этот момент включился стабилизатор. В этом режиме руль высоты не имеет эффективности и самолет не реагирует на штурвал.

Из этого был сделан вывод, что пилоты не могли понять, что в резком пике виноват стабилизатор, который приводится в действие кнопкой «кнюпель». Как он включился, тоже непонятно, возможно, пилот мог случайно зацепить этот самый «кнюпель» и не заметить этого.

— Обнародованная информация носит характер инсайда, но сделанные выводы с профессиональной точки зрения — ахинея, — говорит эксперт «МК», пожелавший остаться инкогнито. — Упоминался «кнюпель», который по сути является триммером руля высоты — средством, позволяющим снять нагрузки при пилотировании воздушного судна. Чем больше скорость, тем больше нагрузка, соответственно, и усилий нужно прилагать больше, вот и применяется триммер, который снимает нагрузки со штурвала и позволяет летчику комфортно управлять самолетом. Если говорить грубо, его можно сравнить с гидроусилителем руля в автомобиле. Триммер в данном самолете находится прямо на штурвале, и пилот его использует постоянно.

По сути, использование триммера в ручном режиме не может привести к отклонению стабилизатора, которое было бы невозможно компенсировать. То есть я хочу сказать, что в нормальных условиях использование триммера не может привести к неконтролируемому отклонению стабилизатора. Его нельзя выключить — это одна из систем управления судном. Даже если бы пилот его задел, то при нормальном функционировании самолета это не повлекло бы катастрофических последствий.

Если информация о том, что стабилизатор ушел на пикирование, соответствует действительности, это может говорить только о том, что система управления воздушным судном работала некорректно. Это не ошибка пилотов, а отказ техники. И в случае отклонения стабилизатора на пикирование у пилотов не было возможности восстановить контроль над воздушным судном в такой временной промежуток.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27065 от 28 марта 2016

Заголовок в газете: Пилоты «притянули» беду?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру