По оценкам глобального сервиса по поиску лечения в разных странах мира MEDIGO, сегодня не менее 7 миллионов человек ежегодно путешествуют с целью лечения, или совмещают с ним отдых. Такая статистика обусловлена объемом поисковых запросов, трафика на сайте и внутренними исследованиями рынка медицинского туризма.
По прогнозам Всемирной Ассоциации здравоохранения, через несколько лет медицинский туризм станет одной из главных отраслей в мировой экономике. По оценкам KPMG, отрасль медицинского туризма в 2019 году будет оцениваться в 32,5 миллиарда долларов в год. По другим оценкам – уже сейчас оборот составляет 55-60 млрд долларов в год. По данным журнала IMТJ, от 6 до 10 миллионов человек в мире выезжают ежегодно на лечение в другие страны.
Медицинский туризм развивается уже не первый век. Уже в XIX веке среди представителей среднего класса из Европы было модным путешествовать «на воды», которые, как считалось, обладали оздоровительным и восстанавливающим эффектом. В течение XX столетия сложилась другая тенденция: пациенты из стран с плохо развитой медициной начали ездить на лечение в Европу, Америку и пр.
Однако все течет, все меняется. И нынешний медицинский туризм сильно отличается от прошлого формата. Сложились новые главные тенденции. Так, если из развитых стран люди едут в развивающиеся за недорогим медицинским обслуживанием или с целью ускорить лечение, которое по месту жительства возможно только в порядке очереди, то туристы из развивающихся стран ищут в развитых более качественные медицинские услуги.
Лидерами по медицинскому туризму уже не первый век являются жители США, Австралии и Великобритании. Главные причины: в этих странах медицинские страховки обходятся в серьезные суммы, многие предпочитают покупать самые дешевые варианты, не включающие массу услуг. А в Великобритании плюс к этому пациенты вынуждены ждать приема врача и лечения долгое время — иногда по нескольку месяцев. В первую очередь, жители этих стран выезжают за рубеж, чтобы вылечить зубы, сделать пластическую операцию, прибегнуть к бариатрической хирургии (резекцию желудка делают в целях борьбы с ожирением) или провести процедуру ЭКО. Что касается географии, то американцы в первую очередь едут в Мексику и страны Латинской Америки, а также Таиланд и ряд европейских стран. Австралийцы – в Таиланд, Малайзию, Южную Корею. Британцы – в Венгрию, Польшу и Испанию. По сравнению с американскими расценками, например, стоматология и эстетическая медицина в Мексике стоит до 70% дешевле; в Бразилии можно сэкономить до 50%. “Например, если в Америке сложная стоматологическая операция обходится в 50 тысяч долларов, а в Венгрии такая же стоит уже 7-8 тысяч долларов», - поясняет эксперт рынка Дмитрий Ладыженский. А в Индии (относительно новое и очень модное направление) любые медуслуги стоят почти на 80% дешевле. В последние годы здесь появилось множество клиник, соответствующих европейским стандартам. А лечиться здесь при этом в 3-5 раз дешевле, чем в Германии. Тем временем, богатые китайцы сегодня предпочитают лечиться в Америке.
Еще одна глобальная тенденция, которую отмечают эксперты – бурное развитие азиатского направления медицинского туризма. В 2015 году Таиланд, Индия и Сингапур лидировали в азиатском регионе по количеству принятых пациентов и заняли около 80% рынка медицинского туризма в Азии. Таиланд популярен у австралийцев и у тех пациентов, которые нацелены на косметические процедуры и пластические операции, а также на стоматологию. Индия в последние пару десятилетий набирает обороты по более серьезным медицинским направлениям, таким, как онкология, эндопротезирование или кардиология. Индия обслуживает более миллиона медицинских туристов из США, Австралии и Великобритании, а также из Африки и соседних азиатских стран (Бангладеш, Шри-Ланка, Китай) в год. По данным The Associated Chambers of Commerce of India, в 2015 году в Индии прошло лечение более 3 миллионов человек, а объем рынка по подсчетам KPMG составил более $3 млрд. долларов. В чем секрет? С начала 1990 годов здравоохранение в Индии начало бурно развиваться благодаря тому, что его большую часть отдали в руки частного сектора. Сегодня частникам принадлежит львиная доля медицинских центров и клиник в стране, они инвестируют средства в развитие технологий и современное оборудование. К тому же Индия стала одним из самых дешёвых мировых направлений медицинского туризма при практически равном европейскому качестве услуг.
Как рассказывает региональный директор MEDIGO в России Дмитрий Ладыженский, сегодня рынок медицинского туризма взял курс на глобализацию: «Сегодня компаниям, занятым в сфере медицинского туризма, не имеет смысла фокусироваться на одной или нескольких странах назначения: дело не только в растущей конкуренции, а в самой модели бизнеса, продиктованной потребностями пациентов, их желаниями иметь выбор и возможность поехать в любую страну мира. Каждая компания в сфере медицинского туризма должна быть способна предложить любому пациенту из любой страны лечение там, где он захочет. Сегодня мелкие компании постепенно уходят с рынка, а на смену им приходят крупные компании, онлайн-платформы, предлагающие организацию лечения в разных странах „от А до Я“».
Меняется и финансовая модель компаний, которые занимаются организацией лечения: сейчас уже считается нормой, когда взимается фиксированная плата за услуги, а счет за лечение пациент оплачивает напрямую в клинику. «Нет никаких наценок, нет «зашитых» в стоимость неизвестных услуг. Эта схема работает, и все больше людей предпочитают обращаться на международные платформы и получать не только широкий выбор клиник, врачей и медицинских направлений, но и высокий уровень организационного сервиса», - продолжает господин Ладыженский.
Если говорить о перспективах развития внутреннего и въездного медицинского туризма в России, то их эксперты оценивают довольно высоко. По разным оценкам, количество человек, которые путешествуют по России с целью медицинского туризма, составляет от 7 до 8 млн. человек в год. И все же, если по данным Всемирной туристической организации ООН, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире, то по реализации этого потенциала она лишь на 59-й позиции. По данным Яндекса за 2015 год, медицинский туризм занимает 16,5% всего туристического рынка в России. К тому же пока еще ряд направлений (особенно это касается онкологии, онкогематологии и нейрохирургии), в России малодоступны, поэтому наши пациенты продолжают выезжать в Европу, Израиль, Южную Корею и Индию.
Несмотря на то, что в России немало высококвалифицированных врачей, многие из них работают в клиниках, где не хватает нормального оборудования. К сожалению, по статистике около 30% диагнозов в России поставлены неверно. И все же иностранцы приезжают на лечение к конкретному врачу, а не в клинику. К тому же нередко лечение в российских клиниках обходится иностранному пациенту на 40-80% дешевле, чем у себя на родине. «Основные проблемы в привлечении иностранных пациентов в Россию заключаются в отсутствии должной инфраструктуры: недорогого проживания, медицинского перевода и сопровождения, языковой барьер, сложность в получении визы а также в отсутствии бюджета клиник на промоушн за границей», - отмечает Дмитрий Ладыженский.
Большинство въездных медицинских туристов в России - пациенты стран СНГ и ближнего зарубежья. Одними из самых популярных медицинских направлений среди иностранцев, которые отправляются на лечение в Россию, является стоматология. В структуре популярных среди иностранцев медицинских направлений в России занимает гинекология и урология в совокупности около 25%, пластическая хирургия 10%, офтальмология 10%, кардиология 5%. Основной поток въездных медицинских туристов приходится на Центральный регион России (90% предпочитают лечиться в клиниках Москвы или Санкт-Петербурга).
Жители Европы при выборе организатора поездки в Россию ориентируются на надежность и прозрачность отношений, отдавая предпочтение международным компаниям и онлайн-платформам, которые способны оперативно организовать лечение и сопровождение во время лечения на высоком уровне.
Эксперты говорят, что рынок в России становится все более конкурентноспособным, появляется все больше достойных частных медицинских центров, а значит, будут меняться и сознание сотрудников медицинской сферы, и уровень обслуживания.