При зачитывании финальных строк обвинительного заключения Надежда Савченко громко запела на украинском языке — «римейк» песни «Ой, косы, косы» со словами «Ой, судьи, судьи».
После этого судья объявил перерыв на пять минут, не успев озвучить срок (обвинение просило 23 года). Приговор: 22 года лишения свободы.
Адвокат Савченко Илья Новиков перед оглашением срока написал в соцсети, что во время выступления судьи читал журнал про гражданскую войну в США — поскольку действо показалось ему «скучным». Также Новиков сообщил: украинская Генпрокуратура откроет дело против судей, которые «замешаны» в приговоре Савченко.
Обвинение полагает, что руководствуясь мотивами личной ненависти и вражды по отношению ко всем сторонникам ЛНР, в том числе среди мирных жителей, Савченко вызвалась стать корректировщиком огня по Металлисту, где в это время ополченцы проводили эвакуацию местного населения. Взобравшись на телефонную вышку, она увидела скопление людей, позвонила комбату «Айдару» Сергею Мельничуку и сообщила координаты. После этого Савченко попала в плен ополченцев, где она призналась, что была наводчицей.
Несмотря на это, нынешний глава ЛНР, а тогда комбат батальона «Заря» Игорь Плотницкий отпустил украинку на свободу, так как не хотел содержать ее в одном помещении с мужчинами, полагает обвинение.. Но Савченко не пожелала возвращаться на украинскую территорию, так как боялась, что без документов ее могут пристрелить свои же, поэтому решила незаконно пересечь российскую границу, получить документы беженки в Ростовской области и оттуда вернуться на родину. Но хитрому плану преступницы помешали российские правоохранительные органы, которые вовремя распознали в ней пособницу в убийстве российских журналистов.
Напомним, Савченко утверждает, что за несколько часов до обстрела Металлиста она уже находилась в плену ополченцев, которые отвезли ее в Луганск. Алиби украинки подтверждают биллинг ее сотовых телефонов и экспертизы астрономов. Следует подчеркнуть, что эксперты по сотовой связи и звездам были представлены как стороной защиты, так и стороной обвинения, и все они сошлись в своих выводах. Также ни один свидетель не видел, как Савченко залезает, слезает или вообще находится рядом с той вышкой, с которой она должна была корректировать огонь украинской артиллерии.
США и страны Евросоюз призвали Россию немедленно отпустить Савченко, так как, по их мнению, удержание украинки противоречит Минским соглашениям, по которым все военнопленные должны вернуться домой. Хотя считать ее военнопленной никак нельзя — в зоне АТО она была не в качестве военнослужащей. А отпросившись в отпуск, просто отправилась помогать батальону «Айдар». По сути, она была там не военнорслужащей, а добровольцем. Кстати, по данным Amnesty International, «Айдар» был причастен к похищениям людей, кражам, шантажу, вымогательству крупных сумм денег и, казням задержанных. В своем докладе правозащитники обвиняли батальон в военных преступлениях. За это же он был впоследствии расформирован властями Украины.
В Москве неоднократно заявляли, что до приговора суда ни о каком освобождении подозреваемой в убийстве россиян не может быть и речи. Теперь же президент Украины Петр Порошенко заявляет, что приложит все усилия к ее возвращению на родину, а глава Совета по правам человека в России Михаил Федотов надеется, что после вынесения приговора Савченко можно запустить процесс ее обмена на бывших российских военнослужащих Александра Александрова и Евгения Ерофеева.
При этом сама Савченко заявляла, что не желает возвращаться домой, если для этого ее необходимо обменять на российских военных. Савченко продолжает надеяться, что Кремль испугается ее голодной смерти и отпустит домой просто так.