Цыганская жизнь Плеханово: в поселке ждут сноса сотни домов

Незаконно построенные дома в поселке Плеханово Тульской области, где разгорелся конфликт между осевшими здесь цыганами и коммунальщиками, все же снесут. Об этом сообщили в правительстве региона. Под ковшами экскаваторов окажется 121 дом-самострой. Вместе с тем сам цыганский квартал (на сегодняшний день в нем более 200 домов) останется, но станет заметно меньше. Уже разработан проект планировки мест компактного проживания цыган в Плеханове.

Сами ромалы настроены решительно: «Под бульдозеры будем ложиться — но не дадим наши дома разнести».

Пока же поселок остывает после «газового бунта». Причем не только в переносном смысле. После того как незаконную врезку в трубу ликвидировали, дома стоят без газового отопления.

Света тоже нет — в некоторых строениях обрезали и незаконно протянутые электрические провода.

Но жители поселка, в чьих венах не течет цыганская кровь, уверены: без благ цивилизации табор останется ненадолго. «Пройдет день, максимум два — и опять полезут на столбы накидывать провода».

Как живется в поселке-таборе, выяснял репортер «МК».

Цыганская жизнь Плеханово: в поселке ждут сноса сотни домов

От Тулы до Плеханова не больше десяти километров. По сути, это даже не пригород — поселок в черте города. Проживают здесь, согласно последней переписи, 9165 человек. Три тысячи из них — цыгане. Плехановский табор считается самым крупным в России.

Улица Маяковского. На языке местных жителей — «рубеж». По правую руку здесь дома русских, по левую — цыганские. Указателей с названием улицы нет. Нет и номеров на домах. Да и большинства самих домов, согласно кадастровому плану, тоже нет. 120 цыганских зданий по левую сторону от «рубежа» признаны самостроем.

Грунтовая дорога — вся в ямах. По обочинам из-под снега торчат пустые бутылки в количестве ежедневной нормы пункта приема стеклотары, пакеты из-под сока, тряпье…

— Почему не убирают у нас? Да на наш квартал уже давно рукой махнули: мол, кому в вашем таборе дороги да газоны нужны! — Елена, жительница правой стороны, на каблуках лавирует между ямами с грязной жижей. Но оступается — проваливается чуть ли не по щиколотку. — Не так давно здесь на «их» улицах установили контейнеры для мусора чуть ли не для каждой пятерки домов. Так что вы думаете, пользовался кто-нибудь? Нет, конечно…

Жильцы правой стороны заявляют, что контры с представителями ЖКХ у соседей были постоянно: «Коммунальщики сюда каждый месяц приезжали. Их, как и сейчас, встречали камнями и палками. А только электрики уедут — берут лестницы и снова лезут на столбы, подключаться».

О градостроительном плане в цыганском квартале — месте компактного проживания цыганской общины, как именуют его чиновники, — не слышали. Вот пупочной грыжей на главную улицу вылезла небольшая сараюшка из вагонки. По цвету досок видно — только что отстроенная…

Трехэтажные особняки соседствуют здесь с совсем уж сараями — без заборов, с желтыми от дряхлости занавесками и засаленными бархатными креслами во дворе.

Дом Тамары Иванус, огромный особняк из белого кирпича, стоит в начале улицы. Похож на замок — даже башенка венчает крышу. По словам хозяйки, во дворце помимо нее живет еще 21 человек. «Наши же все на стройках работают, так что дома строить умеют».

— Везде сейчас пишут, что у нас чуть ли не у всего табора дома нелегальные, — говорит Тамара Георгиевна. — Но у меня, например, все бумаги — оформила я их еще в 1995 году. Те же из наших, у кого документов нет, не виноваты в этом. Люди хотели все оформить по закону еще в 90-е, когда сюда приехали. Пришли в администрацию, там сказали: сперва дома стройте, потом мы вам документы выдадим. Люди и начали отстраиваться, особенно активно — в 1994 году. А теперь это все самостроем называют и никаких бумаг нам не дают. Вон у меня сын все документы собрал: мерить его дом приходили аж несколько раз. А право на собственность не может уже четыре года получить…

Причину женщина приводит довольно абсурдную: «Нам сказали, что эта земля куплена московскими бизнесменами, вы должны отсюда уйти». Правда, для каких целей московскому бизнесмену понадобилась не самая благополучная часть поселка, собеседница объяснить не может.

Жители "поселка-табора" Плеханово Тульской области ждут продолжения конфликта

Жители "поселка-табора" Плеханово Тульской области ждут продолжения конфликта

Смотрите фотогалерею по теме

Тамара Георгиевна с гордостью говорит, что у нее чуть ли не у единственной из всей цыганской части поселка электричество проведено легально. Из-за чего к ней «врезались» почти все члены табора.

— Знаете, какие мне счета приходили за свет? По 20, 25, 30 тысяч. Да полпоселка на моем электричестве сидело. Свет все мой жгут…

Женщина даже платежки приносит. К слову, она единственная, кто согласился показать хоть какие-то жировки. Суммы значительные: 16 900, 17 500… Вот квитанция от судебных приставов — согласно ей, Тамара Иванус погасила долг на 69 тысяч 700 рублей.

Правда, все квитки еще за 2007 год.

Из разговора становится понятно, что с тех пор Тамара за соплеменников, использующих ее электричество, платить отказалась. «Месяц назад я попросила отключиться всех от моего света — теперь они на другие столбы провода перекинули».

Но старые долги по коммуналке ее все же обязали оплатить — чуть ли не за весь табор. Утверждает, что всю ее пенсию ежемесячно забирают судебные приставы.

— И все равно, несмотря на то, что у меня все по закону оформлено, обрубают электричество. Приходят чуть ли не каждый месяц. Однажды пришли, так я взяла палку и избила их сильно. А другой раз табуреткой по голове надавала…

С газом ситуацию в цыганской части Плеханова женщина описывает так:

— Еще лет десять назад наши просили провести все по закону. Но они (Тамара имеет в виду неких «начальников газа и электричества». — «МК») старому барону говорили: не надо ничего оформлять — хлопотно, долго. Собирайте деньги со всех ваших цыган и отдавайте нам. И никто ничего отключать не будет. И не было к нам никаких претензий. И газ был. Барон каждый месяц возил туда наши деньги. А когда старый барон умер, началась эта свистопляска: дескать, и за газ-то мы не платим, и подключились незаконно.

Женщина уверяет, что тот самый нелегальный газ использовали они очень экономно. На отопление не тратили, только на плиту.

Пересказываем эту историю жителям противоположной стороны улицы. Те смеются.

— Сказки все это, слушайте их больше, они вам еще и не такого понарассказывают! У них в богатых домах по три котла установлено…

«Наши старшаки ездили разбираться в администрацию»

Идем в центр цыганского поселения в окружении оравы детишек. «Давай фотографируй меня, фотограф!» — то ли просит, то ли требует выбежавший на дорогу пацаненок лет восьми. Фотокор щелкает. Парень отбегает — и тут же нам в спину доносится детский смешок. И мат.

Огромный дом, квадратов на 200, похожий на древнерусский терем. На втором этаже крыльцо, вниз сходит лестница в несколько колен.

— Бесполезно туда стучаться, — предупреждает мужчина, дежурящий у дома по соседству. Представляется Андреем. — Все уехали на Косую гору (другой район компактного проживания цыган в Туле. — «МК»), где все нормально. А здесь ведь ни газа, ни света нет, дети мерзнут.

— Но вы же не платили за газ.

— Как не платили? Наши старшаки ездили разбираться в администрацию… Все мы оплачивали.

— И что, платежки у вас есть?

— Не. Ну, там было кому-то что-то… Все нормально еще несколько дней назад было…

Цыгане снова уверяют, что и рады бы подключить все по закону. Но в администрации им якобы отвечали: «Дома все равно сносить будут — так зачем газ и свет?»

Дело в том, что больше сотни цыганских домов в поселке признали самостроем. В исполнительном производстве судебных приставов Тульской области находится решение суда о сносе. Разобрать дома предписали самим хозяевам, причем до 28 февраля. Надо ли говорить, что ничего исполнено не было.

— Наоборот, даже новые строят. Вот этого дома, — Елена указывает на строение из вагонки, — не было еще несколько месяцев назад.

Впрочем, у кого ни спроси — его дом стоит легально.

— Да, есть много домов без документов. Но у меня все есть, — уверяет цыган Андрей. — Дому этому 45 лет, мои родители были одними из первых переселенцев, приехали с Украины.

На просьбу показать бумаги машет рукой:

— Да где я вам их сейчас искать буду…

— А почему сюда приехали все — у вас договоренность с администрацией была?

— Но раньше же не было узаконенных земель. Вот здесь и осели…

Коммунальные передряги соседей цыганского поселения, конечно, волнуют. Но пеняют они в основном на воровство:

— Оставишь во дворе грабли или лопату — наутро ничего не найдешь. Раньше, когда серьезные кражи совершались, наши не обращались в милицию, там все равно ничего не сделают, а шли сразу к барону — он быстро все находил. Сейчас же и это не помогает, — рассказывает местная жительница Ольга Петрова.

— У меня недавно все вынесли из дома: ценности, деньги, — говорит Елена. — В полицию обращалась — толку нет…

Мимо проносится автомобиль с тонированными стеклами, притормаживает около нас. Водитель открывает окно: «Эй, журналисты, вам домой еще не пора? А то ведь стемнеет скоро».

«Едва электрики и полиция успевают уехать, как незаконные подключения производятся вновь...»

Старожилы табора обосновались в поселке еще 60 лет назад.

— Раньше здесь поле было, засеянное пшеницей. А потом появились цыгане — в кибитках несколько семей приехали. В них же и жили долго. А потом пригласили сюда всех родственников, начали обустраиваться. Сперва в деревянных лачужках жили, потом капитальных домов понастроили.

— Паспорта у них есть?

— Конечно, они же граждане Российской Федерации. И пенсии, и детские пособия получают.

— А где прописаны, если большая часть живет в нелегальных домах?

— Видимо, в тех семидесяти, которые стоят легально, — предполагают местные.

Кстати, в таборе есть цыганская начальная школа. Преподают, по словам местных жителей, учительницы из поселковой общеобразовательной. Правда, из-за отключения газа школа уже несколько дней не функционирует. Дети же постарше ездят в обычную школу. Им даже выделили отдельный автобус…

Елена с подругами говорят, что и она, и другие жители поселка не раз жаловались на самострой.

— Раньше у нас в начале улицы Маяковского очень удобная дорожка была. А потом как грибы начали появляться эти строения. Я лично собирала подписи и ходила в прокуратуру с подружкой. Результат — нулевой…

Дежавю и туманное будущее

Заметка в одной из тульских газет называется «Цыгане, проживающие в Плеханово, незаконно подключаются к электросетям».

Заголовок на сегодняшний день крайне актуальный. Но не менее злободневен он был и в феврале 2013 года, когда, собственно, материал и был опубликован.

Вот несколько цитат:

«Глава администрации рабочего поселка Плеханово Анатолий Борзов проинформировал, что был проведен муниципальный земельный контроль и подворный обход улицы Свердлова, на которой построили свои дома члены цыганской общины. Всего здесь насчитали 266 строений, но правоустанавливающие документы имеют лишь 64 домовладения. Хозяев 19 строений вообще не удалось установить».

«В течение декабря 2012 года и января 2013 года энергетики восемь раз отключали незаконные присоединения к электросетям жителей улицы Свердлова. Местным жителям предложено оформить официальное подключение к электросетям через счетчики, установив их на жилых домах, хозяева которых имеют соответствующие правоустанавливающие документы. Но к настоящему времени подано всего лишь 20 заявлений на установку электросчетчиков».

«В ходе регулярных рейдов энергетиков и полиции выявляются незаконные подключения, которые тут же ликвидируются. Но едва электрики и полиция успевают уехать, как незаконные подключения производятся вновь. Штрафы, выписанные в результате оформления соответствующих протоколов, не оплачиваются».

Прошел еще год. Жители поселка решили обратить внимание на «цыганский вопрос» бывшего губернатора Тульской области Владимира Груздева.

«Я хотела бы узнать, когда в конце концов у нас закончится беда с нашим цыганским поселением, — горячилась во время той встречи жительница поселка Римма Яковенко. — Люди проживают длительное время, но не платят ни за что. Ни копейки не заплатили ни за свет, ни за газ, ни за воду…»

Ответ Груздева:

«Вы же соседи! Мы можем занять жесткую позицию и поставить вопрос о сносе домов. Но правильно ли это будет, по-человечески? Мы все граждане большой великой страны. Мы должны защищать интересы всех вне зависимости от вероисповедания, национальности. Но и перед законом все равны. Судебные решения у нас есть, мы начнем предпринимать определенные действия. Пригласим еще раз представителей общины. И попробуем начать подходить к этому вопросу по-взрослому».

Снести разом все незаконные дома — действительно было бы странным решением проблемы.

В пресс-службе правительства Тульской области в пятницу заявили, что проект новой планировки поселка, который «согласован с представителями цыганского поселения», будет вынесен на публичные слушания. При этом и.о. главы Тульской области Алексей Дюмин высказался примерно так же, как Владимир Груздев: все национальности равноправны, но и перед законом равны все.

Во что на практике выльется история с незаконной застройкой — пока понять сложно.

«После того как сровняли с землей поселок под Калининградом, люди ютятся во времянках...»

Сколько еще таких полулегальных цыганских поселков в России и какова в них ситуация, мы попросили рассказать президента Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежду Деметер. После «газового бунта» в Плеханове организация в очередной раз выступила с инициативой легализовать все земли, где компактно проживают ромалы.

— Таких поселков очень много, почти в каждом крупном городе они есть. И везде ситуация аналогичная: дома частично сносят, людей выселяют.

— Есть поселки, которые полностью пустили под бульдозеры?

— Да, в Калининградской области поселок Дорожный. В 2006 году там все дома сровняли с землей. Это был прецедент, за поселение мы боролись до последнего, потому что понимали: как только снесут один, по всей стране пойдет цепная реакция. Так и вышло. Сперва жители выиграли суды, им разрешили оставить дома. Но потом резко отрицательную позицию занял бывший губернатор области Георгий Боос. Все это проводилось под предлогом торговли наркотиками. Мы тогда замечали, что даже если в поселке единицы и распространяли что-либо (хотя по большей части все это голословные обвинения, могу сказать, что, например, в Туле даже близко таких случаев нет), так заведите дела и посадите их. Зачем же остальных выселять?

— И где калининградские цыгане теперь живут?

— Год назад я была там, и люди до сих пор остаются без крыши над головой. Потому что никаких компенсаций за снесенные дома они не получили. Ютятся во времянках, на съемных квартирах.

— И вы предлагаете автоматически закрепить за цыганами все земли, на которых они осели?

— Мы уже лет десять выступаем с такой инициативой. Надеюсь, сейчас как-то решится этот вопрос.

— Можете объяснить, как вообще получилось, что у многих цыган нет никаких документов на землю, дома?

— Люди необразованные, не подкованные в правовом отношении были. Приехали, начали строиться. Где-то была договоренность на словах еще в советские годы с местными властями.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27058 от 19 марта 2016

Заголовок в газете: Цыганочка на проводе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру