Бродячий скрипач предложил свой вариант музыкальной революции в метро

«Мне кажется, нужно ввести для всех обязательный взнос за каждый день игры»

Уже в мае музыканты в метро будут играть на специально отведенных площадках. Совершенно законно и по утвержденному графику. Конкурсный отбор начался с первых чисел марта, всего повезет 200 счастливчикам. Неясно одно - что делать тем, кто конкурс не прошел. А ведь есть еще категория артистов, которые предпочитают не стоять, а ходить по вагонам. Бродячий музыкант Вячеслав Мисежников, известный как веселый скрипач, - как раз из таких. Больше десяти лет он ежедневно спускается в метро, чтобы поднять настроение пассажирам. Танцует, улыбается, смотрит в глаза и все это под аккомпанемент скрипки. Славик покорил меня тем, что однажды подскочил в вагоне и с широкой улыбкой сыграл Хаву нагилу. А потом припал на колено перед двумя пенсионерками и затянул «Очи черные».

На днях репортеры «МК» снова встретили Славика в вагоне и расспросили его о буднях подземного артиста и о взглядах на новый проект властей.

«Мне кажется, нужно ввести для всех обязательный взнос за каждый день игры»

- Вы по-прежнему «веселый скрипач»? Неужели годы никак не изменили ваш настрой по отношению к пассажирам метро?

- Не изменили — я так же получаю большое удовольствие, когда захожу в вагон, и всем улыбаюсь. Людям сейчас скучно, им надо поднимать настроение. Я позитивный человек, дитя в душе, мне нравится смешить других. Хотя сейчас я стараюсь более академично играть, потому что уровень у меня стал повыше. Я не хотел быть скрипачом, который заходит в поезд и тупо играет свои произведения, серьезно, по-консерваторски. И решил опробовать юмористическое воздействие. Ну вот сидит человек в метро, ничего особенного не ожидает, а тут — оп! - заходит чудаковатый скрипач еврейской наружности и пытается его рассмешить. И все обращают на это внимание, и всем становится весело.

- А когда вы решили выступать именно в таком амплуа? Все-таки метро не арена цирка, тут не все готовы шутить.

- Сразу, как начал ходить по вагонам 11 лет назад, мне было 18.

- Вы впервые пошли играть в вагонах в 18?

- Нет, в одиннадцать. Но мне не понравилось, публика не особо реагировала. Тогда я встал в переходе на Охотном ряду и стал играть там. Бабушка меня сторожила, можно сказать. Это вообще ее идея была - выступать на публике и собирать деньги.

- А бабушка у вас тоже с музыкой связана?

- У нас все музыканты. Я родился в еврейской семье, мама была скрипачкой, бабушка певицей, дедушка пианистом. Так что выбора мне не оставили. С трех лет я занимаюсь скрипкой. Бабушка все держала в своих руках. Искала учителей, договаривалась с ними обо всем. Музыкальную школу я закончил, потом поступил в МГПУ, на музыкальный факультет, отделение скрипки. Но педагогом не стал, выбрал метро.

- Но почему? Почему не переход, не Арбат, не многолюдная площадь?

- Во-первых, скрипка, это такой инструмент... Подходящий. Во-вторых, полиции сложно тебя поймать. В переходе как — час отстоял и все, тебя прогнали. Пока я был несовершеннолетний, меня это не волновало, так как никаких штрафов не брали. А с 18 лет надо было что-то менять. В вагонах я могу быть неуловимым.

- Но все-таки полиция вас ловит?

- Конечно. Постоянно такое случается, и я всегда из-за этого переживаю. Раньше у меня вообще паранойя была на все эти милицейские штучки, везде мне они мерещились. Я не знаю, как другие работают, может кто-то договаривается, чтобы вообще не трогали, но таких связей у меня пока что нет. Если подходят, я отдаю около 1000 рублей и иду играть дальше.

- Вы наверное с другими «гастролерами» тоже пересекаетесь ?

- Бывает. Если вижу, то всегда уступаю и иду в другой вагон. Мы не общаемся особо, я все-таки одиночка. Некоторые всячески дают понять, что они лучше меня, более круто выступают и тд. Есть одна девочка-гитаристка, все время смотрит свысока и говорит, что играет лучше. Так часто вообще у девочек бывает: я круче всех, а все другие дебилы.

- Мафия вас не тревожит?

- Да нет никакой мафии. По крайней мере, ко мне никто не подходил.

- И слава Богу! А что у вас в репертуаре?

- Много чего: «Бременские музыканты», Вивальди «Времена года», Чардаш Монти, Мазурка, «Семь сорок«, Хава Нагила. Часто музыку под людей выбираю, пенсионерам нравится Чардаш Монти, они любят повеселиться, «Очи черные» тоже всегда всех радуют. С лезгинкой было смешно. Брат мне сказал, а почему бы тебе не выучить? Я выучил, и как только первый раз зашел с ней в вагон, мне кавказцы дали сразу тысячу. Хороший знак! И с «Семь сорок« тоже такое случалось. Как-то раз в вагоне еврейский мужчина долго и внимательно смотрел на меня, а потом спрашивает: «Вы еврей?» Я говорю — да. Он тоже деньги дал.

- А неадекватную реакцию встречали? Не всем же нравится, когда им в глаза заглядывают и при этом еврейские мелодии играют.

- Конечно. Несколько раз мне пытались набить морду на почве антисемитизма. Раньше я в основном только «Семь сорок» играл, поэтому все сразу понимали, какой я национальности. Однажды меня остановил араб, немножко подвыпивший, говорит: пойдем выйдем, денег дам. Я вышел. Он мне: «На кого я похож?» Я говорю — не знаю. «Я боксер, и еще я араб. Хочу твой смычок в качестве трофея. Если не отдашь, тебе же хуже.» Пришлось отдать. А себе новый купил, он тогда стоил 600 рублей. Второй случай - русский парень внезапно вытолкнул меня из вагона и начал применять рукопашные приемы. Я ему начал что-то говорить, и он так оторопел, когда услышал нормальную русскую речь, что сразу остановился. Не знаю, что он думал, наверное, что я вообще по-русски ни бум-бум. И говорит: «Слышь, ну ты это, в следующий раз «Семь сорок» не играй. А то тебя неправильно поймут». Сейчас я ее реже играю, чтобы не было таких случаев. Просто надо быть осторожным.

- Вы, наверное, можете составить портрет самых сердобольных москвичей? Кто чаще всего подает музыкантам?

- Те, кто верит, что эти деньги им каким-то образом вернутся, других критериев нету.

- У вас довольно запоминающийся образ, наверняка вы привлекаете внимание людей, которые рады были бы пригласить вас на свои мероприятия. Было такое?

- Было... Как-то раз в метро подошел мужчина и попросил выступить на его дне рождения. Я приехал и к моему удивлению увидел среди гостей Андрея Макаревича. Мы познакомились, я даже погадал ему по нумерологии.

- И что нагадали?

- Так я вам и скажу. Вдруг он меня потом засудит. Потом как-то позвали в одну передачу, где надо было рассмешить ведущего-комика, там я выиграл 250 тысяч рублей.

- Ого! На что потратили?

- Не работал полгода, кушал на них.

- Я думала, новую скрипку купите.

- Мне моя нравится. Она мне от мамы в наследство перешла, скрипка мастера 50-х годов . Я ее реставрирую периодически, потому что всякое случается в метро: то тележка чья-то упадет, то дверью вагона прищемит. Приходится относить мастеру, собирать по кускам и склеивать.

- Если не секрет, много денег получается собрать?

- Достаточно — около 10 000 рублей за день. Но сейчас я не каждый день работаю. Просто у меня появилось увлечение — настольный теннис, я много времени ему посвящаю, играю, участвую в соревнованиях, с друзьями мы там общаемся.

- Но если спускаетесь, то где предпочитаете играть?

- На моей родной серой ветке. Я просто живу на Тульской, мне удобно . И там же у метро в торговом центре я познакомился с ребятами из кафе, они мне мелочь разменивают на купюры. Но если час пик, могу и на другую линию перейти, где поменьше народу. На кольцевую, например. Правда там мне приходится все время быть начеку из-за полиции, они меня не знают и приходится большие штрафы платить.

- Вы слышали, что скоро в метро музыканты смогут выступать на законных основания на спецплощадках? Не подавали заявку на прослушивание?

- Не могу представить, как это будет в реальности. Лично я на одном месте стоять не хочу, неудобно себя чувствую. Ладно бы я с оркестром выступал, а в одиночку — нет.

- Но зато не придется платить дань полиции, ведь все официально.

- Это, конечно, существенный плюс. Как и то, что не будет страха, что тебя прогонят. Но как выделить всем желающим достаточно времени для игры? Кто-то готов каждый день выступать, а ему по графику только один день в неделю разрешат. Мне проще иметь свободный график, чтобы я играл столько, сколько мне надо. Иногда я вообще с 8 утра до 8 вечера под землей нахожусь. Мне кажется более удобным другой способ, чтобы упорядочить выступления музыкантов. Например, ввести для всех обязательный взнос за каждый день игры. Хочешь идти в метро — заплати в кассу или банкомат официально установленную сумму. Если тебя остановит полиция — показываешь квитанцию, подтверждающую, что ты имеешь право заниматься этой деятельностью. Если нет, то пусть тут же на месте выписывают штраф и выдают документ для оплаты. Вот это была бы хорошая идея.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27057 от 18 марта 2016

Заголовок в газете: Вагончик тронется, скрипач останется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру