Павел Астахов известен своей борьбой с любыми попытками внедрить в школах сексуальное образование и, видимо, решил подойти к проблеме с другого конца, «заполнив пустоту», куда не сможет проникнуть «секспросвет». На заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства омбудсмен предложил ввести в учебный курс предмет «семьеведение» — то есть «секса у нас нет», но ячейки общества все же имеются.
— К сожалению, современная статистика свидетельствует, что половина браков заканчиваются разводами, — прокомментировал «МК» свою инициативу Павел Астахов. — Многие молодые люди, вступая в брак, оказываются неподготовленными к семейной жизни, ее особенностям и трудностям, иногда не знают элементарных вещей — как ухаживать за детьми и т.п. Этот предмет может быть очень полезен в жизни — ведь каждый рано или поздно задумывается о создании семьи!
При этом определить технические нюансы — возраст, на который ориентирован новый предмет, количество часов и т.п. — Астахов полностью доверяет Минобрнауки. В то же время «семьеведение» в том виде, в котором его представляет детский омбудсмен, практически копирует памятный многим предмет советской школьной программы «Этика и психология семейной жизни». Который, напомним, появился в 1985 году для 9–10-х классов, но продержался недолго — до начала 90-х. Предмет в основном критиковался за несвоевременность: вопросы личностных отношений в семье 9–10-му классу давать уже поздно. Да и об отношениях полов подростки прекрасно осведомлены — хотя сексология в чистом виде в школе не приветствовалась никогда.
Тем не менее «семьеведение» как учебная дисциплина существует и сейчас. Под таким названием уже проходят уроки в некоторых школах страны — правда, в самых различных форматах и бессистемно. К примеру, учебник по «семьеведению» изучают в школах Пензенской области. А в Республике Татарстан «семьеведение» — это разовый урок, проводимый работниками местных загсов, которые рассказывают старшеклассникам об обязанностях и правах родителей и детей. Однако в большинстве школ сегодня все же ничего похожего на «семьеведение» нет. И хотя никакого нового предмета в напрочь перегруженной школьной программе появиться не может в принципе, внедрить небольшой цикл уроков «семьеведения», скажем, в обществознание вполне реально.