Лех Валенса и все-все-все

В Польше большой политический скандал

В Польше большой политический скандал
На фото: Лех Валенса

тестовый баннер под заглавное изображение

Национальный лидер, ум, честь и совесть нашей эпохи, первый президент демократической Польши (а в своем героическом прошлом простой гданьский электрик и народный трибун по совместительству), лауреат Нобелевской премии Лех Валенса оказался банальным агентом спецслужб. Да, с 70-го по 76-й год, то есть еще до всех революционных событий. Сам г-н Валенса сей факт активно отрицает, однако эксперты-архивисты из Института национальной памяти подтверждают подлинность документов.

Что это меняет? Перестает ли Лех Валенса быть тем самым национальным лидером и героем? Он считался человеком с безупречной репутацией. Но существуют ли они, люди с такой репутацией? «Кто из вас без греха, первый брось в нее (библейскую грешницу) камень», — говорил в таких случаях единственный в мире человек с безупречной репутацией. Других не было.

Можно ли вообще жить достойно, но однажды словом, жестом или поступком обрушить свою репутацию? А кто вообще решает такие монументальные этические проблемы? Что за комиссия, создатель? Всех рассудит только история. И она же вынесет окончательный вердикт. Рано или поздно.

Я сейчас не хочу даже говорить о двойных агентах типа Азефа или попа Гапона. Не хочу говорить об «Алексееве», он же Евгений Алексеевич Киселев, он же звезда НТВ (в прошлом) и звезда украинского ТВ (в настоящем). Меня интересуют другие люди, другого масштаба.

Хотя… Замечательный, любимый артист Михаил Козаков всю жизнь пронес это в себе. Всю жизнь тайный договор с кагэбэшным дьяволом не давал ему покоя. Хотя он никого не сдавал, не стучал, но вот написал как-то обо всем, снял грех с души, и будто гора с плеч. Он освободился. За чудесные «Покровские ворота» неоднократно «платил» Феликсом Эдмундовичем, но и этого спецам оказалось мало…

Лех Валенса. 1980 г.

Есть другие примеры. Гюнтер Грасс. На самом склоне лет он признался, что служил в Ваффен-СС. Тоже лауреат Нобелевской премии, между прочим.

Или маршал Петен. Герой Первой мировой, но судимый по итогам Второй мировой как предатель французского народа.

Борис Слуцкий, блистательный поэт, фронтовик. Тоже всю вторую половину жизни мучился оттого, что поднял руку за отлучение Пастернака. Сошел с ума.

Ну и сам Борис Леонидович. Безупречный Пастернак. Только и у него был разговор со Сталиным о Мандельштаме. «Мы, старые большевики, никогда не отрекались от своих друзей», — сказал ему Сталин и бросил трубку.

Олег Павлович Табаков. Великий артист, что говорить. А в политике всегда умел не подставляться, не целовать взасос. Но вот тоже назвал украинцев «убогими», «третьесортными». Он что, после этого перестанет быть народным СССР, гордостью нашей? Демократическая общественность больше не пойдет ни на один его спектакль?

Вахтанг Кикабидзе. После войны России с Грузией сказал, что больше к нам ни ногой. Обиделся, да. А наши обиделись на него, кем только ни называли потом. Не хотят понять человека, не хотят понять, что он гражданин не России, а совсем другой страны. И это его взгляд на мир.

Булат Окуджава в 93-м очень радовался расстрелу Белого дома, после чего артист Владимир Гостюхин в Минске демонстративно топтал его пластинки.

Список можно продолжать, длить. Он очень субъективен. Как субъективны наши оценки этих людей. Только история взвесит всё на весах когда-нибудь, отделит зерна от плевел, отсечет главное от неглавного и вынесет свой вердикт. Так что если вы без греха, киньте в меня камень… Ну так-то вот.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру