Высшие судьи предложили не сажать за краденые мобильники

И вообще чаще освобождать от уголовной ответственности

В Москве прошел семинар-совещание председателей верховных, республиканских, областных, краевых и военных судов. Это была самая грандиозная встреча вершителей судебных историй за последние годы. Интерес к мероприятию проявило всё руководство страны — от президента РФ Владимира Путина до глав СК, МВД, Госдумы и Совета Федерации.

И вообще чаще освобождать от уголовной ответственности

С какими наставлениями и мыслями разъедутся по всей матушке-России председатели судов? Что они в свою очередь передадут десяткам тысяч служителей Фемиды на местах? Какие вообще новшества ждут суды и всех, кто вольно и невольно становится участником судебных процессов?

«МК» подвел итоги трехдневного совещания людей в мантиях.

И все-таки откуда такое внимание к судам со стороны правоохранителей? В процессе совещания многое прояснилось. С одной стороны, россияне стали чаще и настойчивее отстаивать свои права в судах. В прошлом году они подали рекордное количество исков в том числе к самим силовикам (суды рассмотрели в общей сложности 29 миллион дел). Как заметил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев: «В 90-е далеко не каждый обращался в суд. По разному решались социальные конфликты. А сейчас растет доверие к суду как эффективному инструменту решения самых разных споров».

С другой стороны, возбужденные силовиками дела суды чаще стали возвращать, как некачественные. Люди в мантиях даже вынесли 1100 частных постановлений в адрес совсем уж нехороших дознавателей и следователей. Эксперты уверены: силовики наметившейся тенденцией недовольны и им сейчас как никогда нужна поддержка судов. Среди следователей появился даже термин «сопровождать дело в суде» - это когда правоохранитель отвечает за контакт с судьей, позволяет себе звонить ему, подходить после заседаний и интересоваться: «Ваше честь, не нужно ли еще каких-то доказательств? Или вы и без того точно ему дадите срок?».

Впрочем, зачем далеко ходить? В первый же день на семинаре перед всеми председателями судов выступил глава ФСКН Иванов и заявил, что предприниматель Шилов (тот самый, что поставлял мак для кондитерских целей) едва ли не главный наркобарон страны. Но ведь дело Шилова еще в суде, приговор не вынесен, и как можно называть человека преступником до решения Фемиды? И что это, если не давление на нее?

А теперь главные «установки», с которыми вернутся судьи по домам.

Не «кошмарить» бизнесменов

Люди в мантиях в целом поддержали идею ввести ответственность (вплоть до уголовной) за необоснованные аресты предпринимателей. Но все же на совещании прозвучала оговорка: не стоит забывать, мол, что все граждане равны перед законом, так что особых поблажек бизнесменам давать не будут. Судьям рекомендовали во-первых, не поддаваться на уловки следствия и самим разбираться — дело экономическое или нет (напомним, что по «предпринимательским» статьям до приговора в СИЗО сажать запрещено). Во-вторых, пресекать попытки сажать бизнесменов, чтобы отобрать у них имущество.

Жадных страховщиков раскошеливать

В прошлом году суды рассмотрели аж в 1,5 раза больше дел по защите прав потребителей (440 тысяч). Люди научились возвращать деньги за плохой товар или некачественную услугу А это показатель правовой грамотности населения.

Оказалось, ровно половина из этих дел связанны с отказом страховых организации платить за ДТП. 170 тысяч дел (95 %) о взыскании со страховщиков было в итоге удовлетворено и россияне получили - внимание! - 18 миллиардов рублей. Вячеслав Лебедев заявил, что будет подготовлен законопроект, позволяющий назначать нерадивому страховщику неустойку в 1% от размера возмещения ущерба (сейчас это 1 % от страховой премии) по КАСКО. Чтобы не потерять бешеные деньги страховщики будут реже задерживать с выплатой, а значит, россиянам не придется судиться.

Под стражу за краденные мобильники не брать

Уж сколько было постановлений пленума Верховного суда, сколько было обзоров судебной практики, а по-прежнему люди в мантиях сажают людей в СИЗО когда в этом нет никакой необходимости. К примеру, зачем брать под стражу мать троих детей, подозреваемую в краже мобильника за 6 тысяч рублей? Только за месяц государство потратит средств на ее содержание в СИЗО больше стоимости телефона. В 2015 году число удовлетворенных ходатайств о взятии под стражу выросло до 140 тысяч.

- А количество удовлетворение ходатайств о продлении содержания под стражей до 226 тысяч (или на 9 %), - говорит Вячеслав Лебедев. - Верховный судом выявлены случаи, когда после продления срока в течении двух месяцев с обвиняемым проводились следственные действие только в течении одного дня.

В общем председателям судов настоятельно рекомендовали передать всем служителям Фемиды не идти на поводу у следствия, иначе будут серьезные дисциплинарные взыскания и кое-кто останется без мантии.

На работе восстанавливать и зарплату возвращать

Кризис вынудил работодателей чаще идти на уловки, чтобы не платить зарплаты или даже увольнять без повода. По крайнем мере количество исков по таким делам взросла на 12% (только по оплате труда их было 540 тысяч на сумму почти в 12 миллиардов рублей). На семинаре судьи решили: в трудовых спорах становится на сторону простого человека, и лишь в исключительных случаях на сторону работодателя (когда тот предоставит суду массу доказательств того, что работник виноват).

Землю — крестьянам, детей — матерям

Председатели судов вынесли еще несколько важных мыслей, касающихся тему выселения, земли и семейных дел. Во-первых, судьи должны изымать земельные участки для государственных и муниципальных нужд можно только в случае, если человеку предоставил в собственность равноценный участок. И тут вот в чем фокус: граждан может сказать, что участок его стоил дороже, потому что воздух там был чище или трава зеленее. В этом случае судьи должны сами определять истинную стоимость участков (прежнего и нового) и сравнивать их. Опираться при этом будет на рыночные цены. Во-вторых, судьи должны реже лишать россиян родительских прав (количество таких дел вроде бы и так сократилось, но все равно есть факты, показывающие, что ребенку стало хуже после того, как он перестал жить с мамой). Кстати, в этом году ВС обобщит практику рассмотрения дел по исполнению обязательности воспитании несовершеннолетних. В третьих, судьи должны больше обвиняемых в наркотических преступлениях отправлять на диагностику, лечение и профилактику. Сейчас такие меры применяют только в отношении 30 % всех подозреваемых.

Ну и под конец судьям рекомендовать чаще освобождать от уголовной ответственности и оправдывать. Кстати, некий прогресс здесь уже наметился. Из 960 тысяч обвиняемых в прошлом году по статьям УК 244 тысячи, то есть каждый четвертый, освобожден от уголовной ответственности. Оправдано было 4,6 тысяч человек или 1 %. С учетом того, что дела в отношении еще 130 тысяч человек были прекращены по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям цифры не такие уж плохие. Главное, чтобы силовики своим давлением на судей их не ухудшили...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27037 от 19 февраля 2016

Заголовок в газете: Землю — крестьянам, лечение - наркоманам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру