— Каким образом ваше ведомство будет проверять выполнение закона?
- Смотрите, 15 февраля 2016 года — последний день, когда собственники СМИ с иностранным участием должны были направить в Роскомнадзор уведомления о том, что привели структуру собственности в соответствие с новыми требованиями закона о СМИ.
Соответственно, до конца дня мы принимаем эти документы. При этом мы учитываем, что кто-то из учредителей мог направить их почтой. Поэтому окончательными данными по количеству поступивших уведомлений мы будем располагать дней через 10.
Что же касается алгоритма контроля, то тут несколько вариантов действий. Первый: мы не находим никаких нарушений. В этом случае мы прекращаем взаимодействие с учредителями, никаких контрольно-надзорных мероприятий в отношении этого СМИ не проводится, в реестр СМИ заносится запись о соответствии организации нормам закона.
Второй вариант: доля иностранного участия превышает установленную законом планку, но бенефициарами иностранных компаний являются российские граждане или российские юридические лица. Таким СМИ, согласно закону, предоставляется годичная отсрочка. В этом случае мы напоминаем учредителям о необходимости до 1 января 2017 года привести структуру собственности в соответствие с нормами закона.
И, наконец, третий вариант. СМИ с иностранным участием присылает нам документы, в которых мы находим признаки нарушений, либо присылает неполный комплект и не реагирует на наши запросы предоставить дополнительные материалы, либо не присылает вообще ничего. В этом случае мы выходим на контрольно-надзорные мероприятия.
— И что дальше?
— Дальше будем смотреть, взаимодействовать со СМИ. Естественно, прежде, чем применять санкции, будем стараться дать редакциям время на исправление выявленных нарушений. И лишь в том случае, если они не воспользуются этой возможностью, будут приниматься решения о мерах воздействия.
— То есть закрывать?
— Решение о прекращении действия свидетельства о регистрации может принять только суд. Но, как я уже сказал, до того, как мы направим материалы в суд, должно пройти очень много этапов.
— О соответствии нормам обновленного закона должны уведомить все российские средства массовой информации?
— Нет-нет, это требование касается только СМИ, имевших на 1 января 2016 года иностранных собственников. Таковых, по нашим данным, около 1000. Но мы действительно отмечаем случаи, когда чисто российские СМИ перестраховываются и на всякий случай отправляют нам соответствующие уведомления. Если до 1 января 2016 года в капитале вашего СМИ не было иностранцев, то вам, конечно, не нужно этого делать.
— Как много ожидаете нарушителей?
- Если брать крупный медийный бизнес, то, по нашим ощущениям, 99 процентов СМИ с иностранным участием готовы соответствовать требованиям обновленного законодательства.
Дело в том, что, начиная с момента, когда этот закон был принят, и до вступления его в силу — а по сути, по сей день, — мы находились в режиме очень плотных консультаций с отраслью. К нам пришли практически все медиа-холдинги, подпадающие под требование нового закона, и изложили нам свое видение того, как они будут менять свою структуру собственности. Так что серьезных проблем, я надеюсь, не возникнет.
— То есть потенциальные «жертвы закона» — это один процент от тысячи?
— Ну, это условная цифра. В любом случае их будут единицы. Думаю, даже меньше одного процента — беру с запасом, чтобы подстраховаться.
— Есть ли у вас уже какой-то черный список?
— Никакого черного списка нет, и он в принципе не возможен. Как я уже сказал, все проверки будут назначаться по факту выявленных нарушений.
— Руководитель вашего ведомства сделал недавно настораживающее заявление: «По мере того, как закон будет действовать, мы будем смотреть, как СМИ работают. Если будет подача тенденциозной информации, которая не соответствует действительности, мы будем разбираться с каждым случаем участия иностранного капитала в СМИ отдельно». Как следует понимать это высказывание? Означает ли оно, что к тем СМИ, которые дают, по версии Роскомнадзора, правдивую информацию, отношение будет не таким строгим, как к тому, кто клевещет?
— Не то чтобы клевещет, но намеренно вводит в заблуждение. Скрывает, например, факт наличия у учредителя двойного гражданства. Естественно, у контрольно-надзорных органов будет особый подход к таким СМИ. Если они обманули изначально, значит, им есть что скрывать. Поэтому будем смотреть, что они скрывают и почему.
— Но, судя по логике высказывания, речь идет не о документах, а о контенте, о содержании информационных материалов...
— Ни в коем случае. Речь идет исключительно об анализе документов, касающихся структуры собственности.