Торт в лицо: от немой комедии до Гейтса и Саркози

За кидание тортом в неугодного человека можно получить реальный срок, свидетельствует западный опыт

Торт, брошенный в Михаила Касьянова, взбудоражил медийное сообщество и политические круги. Пока правоохранители не нашли угрозы здоровью политика в действиях злоумышленников, а пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал их «хулиганской выходкой». Тем не менее, подобные «выходки» уже много лет практикуются по всему миру, и «МК» решил вспомнить о корнях традиции забрасывания людей тортами, известных пострадавших и даже наказаниях за подобные действия.

За кидание тортом в неугодного человека можно получить реальный срок, свидетельствует западный опыт

тестовый баннер под заглавное изображение

Смотрите ролик по теме "Видео нападения на Касьянова: он кидал остатками торта в чеченцев"

Видео нападения на Касьянова: он кидал остатками торта в чеченцев

Смотрите видео по теме

Забрасывание публичных персон яйцами, помидорами и другими продуктами питания давно стало неотъемлемой частью жизни политиков или звезд шоу-бизнеса. Тем интереснее, что для кидания в человека именно торта или пирога в английском языке есть отдельное понятие – «pieing» (от слова pie – пирог, торт). Традиция эта насчитывает более ста лет. Как нетрудно догадаться, в реальность она перекочевала из кинематографа, а конкретно — из немой комедии 1909 года «Мистер Флип», где главный герой и получает тортом в лицо. После этого тортометание стало распространенным комедийным приемом.

Тем не менее, до превращения тортометания (или «тортинга», если угодно), в акт политического протеста прошло немало лет. По версии издания The New York Times, первым человеком, запустившим в неугодного ему персонажа тортом, стал Томас Кинг Форкейд, основатель журнала «High Times». В 1970 году, во время заседания американской президентской комиссии по непристойности и порнографии он кинул в одного из ее членов, американского социолога Отто Ларсена, творожный торт. Начинание Форкейда было подхвачено приверженцами идей йиппи (yippies, члены YIP — леворадикальной «Международной молодежной партии»), причем доставалось всем: Энди Уорхолла до консервативных политиков и певицы Аниты Брайант, прославившейся не только своими песнями, но и активной гомофобской позицией.

Традиции «тортинга» пришлись по вкусу и европейцам. Особо отличился бельгийский писатель-анархист Ноэль Годин. Он так часто кидался тортами и пирогами, что некоторые воспринимают это как его основной род занятий. От Година доставалось режиссеру Жан-Люку Годару, неоднократно – философу Бернару-Анри Леви. Но «звездным часом» для него стал инцидент 1998 года, когда он угодил лакомством в Билла Гейтса. По слухам, активно тиражируемым СМИ, Годин произнес после этого: «Мое дело сделано». Были сказаны эти слова или нет, но на основателе «Microsoft» неутомимый бельгиец не остановился, а спустя 10 лет «жертвой» его стал президент Франции Николя Саркози.

К сожалению для жертв «тортинга», деяние это весьма размыто классифицируется правоохранительными органами: от умышленного нанесения телесных повреждений до мелкого хулиганства. Многим «звездам» тортометания удалось избежать наказания, но порою в дело вступал суд.

Британец Джонатан Мэй-Боулс в 2011 году запустил тортом в медиамагната Руперта Мердока, главу корпорации «News Corporation» (в ее состав входила компания «News International», скандал вокруг которой был тогда в самом разгаре). За это он получил шесть недель тюрьмы, позднее урезанные до четырех.

В том же году сразу трое человек метнули пироги в испанского политика Иоланду Барсину. По словам Барсины, действия нападавших причинили ей физический ущерб — из-за плотности пирогов. Все трое были приговорены к двухлетним срокам и штрафам в 900 евро. Аналогичный штраф и срок в один год получил еще один человек, не успевший бросить пирог.

В 2000 году жертвой тортометания стал канадский премьер Жан Кретьен: его обидчик отделался условным сроком.

Также среди известных пострадавших от тортов и пирогов: актер Сильвестр Сталлоне (иронично, но едой в него бросили на открытии его ресторана в Монреале), французский политик Сеголен Руаяль, актрисы Дженнифер Гарнер и Элизабет Бэнкс, модельер Карл Лагерфельд («снаряд», впрочем, цели не достиг), американский сенатор Карл Левин, шведский король Карл XVI Густав, мэр Сан-Франциско Уилли Браун и многие другие.

МЕЖДУ ТЕМ

Тортометание не стоит ошибочно определять как безоговорочное зло. Более чем столетняя традиция прижилась не только как способ оскорбить и унизить кого-то, но и как неплохой способ заработать. В этом случае известная персона позволяет бросить в себя тортом, но — за деньги. Полученные в результате подобных акций средства идут, как правило, на благотворительность, а участники просто развлекаются и, возможно, вымещают негативные эмоции. Речь может идти и не о медийных или политических фигурах — в некоторых университетах и школах преподаватели, собирая деньги на благотворительность, предлагают учащимся самих себя в качестве целей для метания тортов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27030 от 11 февраля 2016

Заголовок в газете: А как у них

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру