Наследству всех россиян грозит закон-катастрофа

Арт-сообщество обсудило законопроект «Об обороте культурных ценностей»

Антикварное сообщество, разношерстное и своенравное, никогда прежде не было так единодушно: сплотила всех, как водится, общая беда. Именно так воспринимают участники арт-рынка законопроект «Об обороте культурных ценностей» и «Национальный стандарт комплексной экспертизы культурных ценностей».

Критиков документов собралось почти сто человек: коллекционеры, аукционисты, дилеры etc. Говорили часа три. В результате окрестили документы абсурдными, «кирзовым сапогом» для «интимного мира» антиквариата. А разработчик проектов Александр Швейдель, не присутствовавший на обсуждении, получил СМС с угрозами. Уровень шума вокруг проблемы и его последствия попытался оценить «МК».

Арт-сообщество обсудило законопроект «Об обороте культурных ценностей»

тестовый баннер под заглавное изображение

В зале для пресс-конференций ТАСС мест на всех не хватает, человек 20 стоят. В воздухе — недовольный гул, за столом спикеры — Василий Бычков, директор ЦДХ, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, коллекционеры Давид Якобашвили и Александр Киселев, искусствоведы, входящие в рабочую группу по обсуждению «Нацстандарта экспертизы», Андрей Гилодо и Ольга Глебова и аукционист Михаил Каменский. Напомним, что антикварная общественность раздражена документами, согласно которым частные коллекции должны быть описаны и на каждый предмет заведен паспорт. Все данные будут храниться на защищенном сайте оператора, доступ к которому будут иметь только избранные — например, эксперты, которые должны вынести заключение по какому-либо предмету. Таким образом, считают разработчики, удастся вывести арт-рынок из тени, легализовать куплю-продажу предметов искусства и обезопасить коллекционеров от фальшивок.

Однако антиквары считают, что закон и стандарт будут иметь обратный эффект и парализуют рынок, тем более что на дворе кризис. Первым в атаку идет Василий Бычков, инициатор обсуждения.

— Почему разработка ведется в Комитете по собственности, а не в профильном Комитете по культуре? Ведь в каждой строчке закона есть слово «культура». Почему обсуждение этого закона миновало профессионалов и представителей рынка старого искусства? Извините, я 12 лет руковожу Конфедерацией антикваров, 20 лет мы делаем Антикварные салоны, но о законе узнали из СМИ…

Тут нужно пояснить, что существуют два документа — законопроект «Об обороте» и «Нацстандарт». Так вот стандарт начали обсуждать 9 декабря на рабочих заседаниях. На обсуждение было отведено два месяца, то есть заканчивается оно 9 февраля. Разработчик стандарта и законопроекта Александр Швейдель, страховщик, с 2014 года возглавивший Евразийскую палату судебной экспертизы и оценки и Евразийскую палату национальных культурных ценностей, пояснил в телефонном разговоре «МК»: «Согласно регламенту Росстандарта во время общественных слушаний (то есть до 9 февраля) участники дискуссии могли получить документ и внести правки, хоть весь стандарт переписать. После слушаний любой гражданин может запросить и первоначальный вариант документа, и со всеми правками, тогда будут внесены итоговые поправки». Что касается закона, то его еще обсуждать и обсуждать.

Комментарий Швейделя: «Будто бы проект будет скоро слушаться, говорят сумасшедшие люди, которым надо обратиться к врачу! Сейчас идет общественное обсуждение. Позже будет назначено нулевое слушание — в Госдуме. И мы придем к итоговому документу, который будет передан в комитет». На вопрос, почему антиквары узнали о стандарте только сейчас, разработчик ответил, что оповещать общественность — не его дело, а Думы. Что ж, хорошо хоть спустя почти два месяца от начала дискуссии арт-сообщество стало его активным участником. А дискуссия получается ожесточенная…

«Механизмы законопроекта не соответствуют благим целям, которые прописаны в его преамбуле. А «Национальный стандарт» ужасно сложный и запутанный — он не имеет отношения к культурным ценностям, — продолжил Бычков. — Его разрабатывали люди, далекие от нашего дела. Если этот закон вступит в силу, то пострадают простые люди. Например, гражданин получил наследство и решил в тяжелое время его продать. Он не сможет этого сделать, не пройдя все шаги — эксперт, паспорт, экспертиза, реестр. Это нарушение прав граждан! Получается, что обладатели незарегистрированных предметов старше 70 лет не являются их владельцами. Если хотите ими обладать, зарегистрируйтесь и пройдите весь механизм. А если я живу в Екатеринбурге, я должен ехать в Москву к определенному эксперту, платить ему деньги, тратить время? Абсурд. Концепция тотального контроля, которого не было даже в советские времена, неприемлема.

Глава аукционного дома «Сотбис» в России и СНГ Михаил Каменский поддержал Бычкова красноречивой метафорой: «Появляется кирзовый сапог, который хочет залезть в посудный шкаф, семейный альбом и даже бабушкины платья. Такому закону нельзя давать зеленый свет. Поэтому мы бьем в набат». Коллекционер Давид Якобашвили высказался конкретнее: «В моей коллекции 15 тысяч вещей и 40 тысяч музыкальных предметов. На каждый из них невозможно получить паспорт. Самая большая проблема: я никому не смогу показывать свою коллекцию, не смогу предоставить часть ее для выставок, не говоря уже о продаже». Профессионалы уверены, что это чисто лоббистский документ, напоминающий закон об ОСАГО. То есть хочешь не хочешь — плати.

Юрист Конфедерации антикваров Вячеслав Кузнецов резюмирует: «Закон не регламентирует, какие предметы относить к культурной собственности. Кроме того, он нарушает права собственности, прописанные в Гражданском кодексе. Этот закон ведет к черному рынку. Подобное уже происходило, когда Ленин подписал указ об изъятии культурных ценностей и их паспортизации. Спустя 100 лет ничего не изменилось!».

Атмосфера накалилась, когда к микрофону вышла помощница депутата Оганеса Оганяна, главы рабочей группы по обсуждению «Нацстандарта», Галина Запорожец: «Закон не подготовлен, он разрабатывается. Его не собирались вносить даже в мае. Вы сказали, что в рабочую группу вошли далекие от культуры люди. А у меня есть положительное заключение Иосифа Кобзона»… Такой комментарий еще больше убедил собравшихся в некомпетентности разработчиков документов, которые могут перевернуть арт-рынок.

После пресс-конференции Василий Бычков заверил, что уже в четверг в Госдуму отправят письмо с отзывами всех выступающих и их подписями. Тем временем Александру Швейделю пришло СМС на телефон с угрозами в адрес семьи и предложением «свалить куда подальше». Законотворец заявил «МК», что будет подавать заявление в правоохранительные органы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27025 от 5 февраля 2016

Заголовок в газете: Зачем антикварам кирзовый сапог?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру