О том, как бушевала стихия в ночь со второго на третье января этого года, с ужасом вспоминают и те, кто стал заложником снежного плена, и те, кто ценою собственной жизни спасал терпящих бедствие на трассе. Метель была такой, что прямо на дорогах образовывались сугробы, в которых застревали автомобили, а тех, кто пытался их покинуть, сбивало с ног порывами ураганного ветра. В Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) города Медногорска посыпались тревожные звонки - на трассе Оренбург-Орск в районе поворота на Медногорск и от поворота на посёлок Кидрясово намертво встали в степи легковые автомобили.
Местные жители говорят, что это место и без того пользуется дурной славой - зимой здесь всегда гололед, пурга и очень плохая видимость. Поэтому на поступившие в ЕДДС вызовы замначальника Пожарно-спасательной части 37 Алексей Зирюкин отреагировал мгновенно и лично выдвинулся в район заноса вместе со спасательным расчетом. По прибытии на место, спасатели обнаружили, что полтора десятка легковых машин и несколько грузовиков оказались в снежном капкане из-за того, что дорогу буквально завалило снегом. Они отбуксировали автомобили через снежные перемёты, выстроили их в колонну и сопроводили до Медногорска.
Но ближе к ночи снова стали поступать телефонные звонки с просьбой о помощи. Люди говорили, что они на трассе попали в пробку и их машины начинает заметать снегом. Метель к тому времени усилилась, видимость стала практически нулевой. И тогда Алексей Зирюкин с подчиненными снова выдвинулись на помощь застрявшим автомобилистам.
Ехали практически вслепую. Спасателям то и дело приходилось выходить на мороз, искать направление трассы и идти впереди машины, чтобы указать водителю, куда нужно ехать. В столь экстремальных условиях техника отказывалась работать, окна машины покрылись толстым слоем льда.
Тогда пожарные пересели в автомобиль высокой проходимости. Проехав ещё около километра, они увидели линию тракторов, за которыми в метровых снежных заносах и застряли «легковушки» и грузовики. Машины стояли в хаотичном порядке по всей ширине дороги в четыре ряда, из-за чего использование дорожной техники и оказалось невозможным.
- Я начал опрашивать людей, кому требуется эвакуация, - рассказывает Алексей Зирюкин. - Из каждой машины мы начали выводить людей, держась за руки, цепочкой, чтобы не сбил ветер. Мы их направляли к вахтовке. Всех разносило, лицо забивало снегом, видимости не было, люди не понимали, куда им идти, не могли ориентировались в пространстве. Самостоятельно двигаться они не могли. Приведя одну группу к вахтовке, я пошёл за второй. Вместе со мной находился сотрудник полиции, администрации и командир отделения 37 пожарной части Пименов. Мы вчетвером стали обходить занесённые снегом автомобили и помогать людям выбраться из них. Некоторые автомобили были заметены по окна, то есть двери открыть им самостоятельно не предоставлялось возможным.
По словам Зирюкина, некоторых водителей и пассажиров пришлось эвакуировать через окна. Другие умудрялись выбираться через багажники.
- Протяжённость участка затора составляла около 300 метров, - рассказывает Зирюкин.- В конце этого участка, я вывел из автомобиля женщину, которую также хотел довести до автобуса.
Но оказалось, что самостоятельно идти женщина не в состоянии, да еще и усилившийся ветер начал сбивать с ног.
- В результате нулевой видимости и хоть какого-то ориентира я потерялся в пространстве, так как отсутствовали все световые огни, у автомобилей, из которых мы людей эвакуировали, фары были выключены, поэтому ориентир и был потерян, - рассказывает спасатель.- Ветер был такой силы, что сносил нас, и я осознавал, что если мы сейчас уйдём с трассы, мы неминуемо погибнем.
Но Зирюкин не поддался панике. Осмотревшись по сторонам, он понял, что прямо под его ногами находится крыша одного из автомобилей. И тогда спасатель вместе с женщиной начали продвигаться наощупь вдоль автомобилей.
- И тут вдалеке мы увидели какой-то тусклый свет, на который и пошли, - продолжает свой рассказ спасатель. - Это оказался грузовой автомобиль, и я почувствовал под ногами что-то похожее на асфальт. Но такого на нашем участке проведения работ не было! Вся дорога была заметена.
А женщина, тем временем, уже совсем замерзала.
- Оценив ее критическое состояние, я принял решение больше не рисковать ее жизнью и занёс ее в кабину грузовика, где находился водитель этого автомобиля. Отопления в кабине уже не было. Женщину нужно было спасать от обморожения, и я стал растирать ей ноги, закутал их в одеяло, которым поделился водитель. Вторым одеялом укутались мы сами и стали ждать помощи, буквально согревая женщину своим теплом, пока нас не эвакуировали.
А тем временем другие спасатели вызволяли из «плена» остальных. Ситуация, которая разворачивалась на месте, могла кого угодно ввергнуть в отчаяние. Техника отказывалась работать - замерзали все системы, какие только могли. Оперативно добраться до заметённых автомобилей не представлялось возможным.
Но люди, которые по долгу своей службы обязаны были это сделать, продолжали выполнять свою работу.
Как вспоминает замначальника Управления гражданской защиты ГУ МЧС РФ по Оренбургской области полковник Александр Кузнецов, подъезжая к месту ЧС, оперативная группа главка и спасатели из состава аэромобильной группировки МЧС России обнаружили, что обстановка складывается совершенно экстремальная: Погода, складывалось впечатление, хотела показать все, на что она способна: шел сильный снегопад, дул сильнейший ветер, видимость была, в лучшем случае, два-три метра.
Чтобы продолжить движение, спасатели направляли свои автомобили по живому коридору, выстраиваясь в цепочку. Тех, кто покидал автомобиль, метель сбивала с ног, их лица моментально покрывались коркой льда. При движении по трассе стёкла машин моментально замерзли.
Полковник Александр Кузнецов: «На 71-ом километре мы столкнулись с большим затором легковых и грузовых автомобилей. Впереди нас шёл трактор, но и его не хватало. После него тут же все прямо на глазах заметало всю дорогу. Мы вручную, лопатами откапывали машины, выстраивали живой коридор, чтобы трактор, а затем и наша техника могла видеть, куда ехать, только после этого пошли грузовые и легковые автомобили. Двигаясь дальше по трассе, мы встретили второй затор. Вся дорога была занесена на почти метровую глубину, и два автомобиля оказались в снегу по самую крышу. Наши спасатели откопали и эти два автомобиля. Знаете, что меня особенно потрясло? Люди сидели в машинах в одних рубашках и футболках, и у них не было тёплых вещей…»
Несмотря на то, что техника МЧС была высокой проходимости, она с большим трудом смогла пробиться к заторам. В этих сложных метеоусловиях спасатели сделали всё возможное, чтобы как можно быстрее добраться к месту затора и минимизировать потери.
По мере продвижения к заторному участку сотрудникам МЧС попадались десятки занесенных снегом автомобилей - их тут же освобождали. Всеми возможными средствами они пытались согреть людей, эвакуированных с трассы, вывозили в ближайшие населённые пункты, где их осматривали медики, после чего их отправляли в пункты временного размещения.
Всего из «снежного плена» были спасены 84 человека.
К сожалению, люди редко учатся на ошибках других, и в этом убедились сотрудники МЧС уже девятого января, то есть спустя менее чем неделю после произошедших событий, когда на том же участке в связи с неблагоприятным прогнозом синоптиков трассу вновь перекрыли. Спасатели столкнулись с парадоксальной ситуацией: автомобилисты не просто высказывали своё возмущение, они требовали открытия трассы, утверждая, что они «люди опытные, проедем». Но спасатели были непреклонны, благодаря чему были сохранены жизнь и здоровье десятков, а может, и сотен людей.
События начала января на оренбургской трассе были оценены по-разному: одни благодарили за свое спасение, другие сетовали на нерасторопность в оказании помощи. Но объективной оценкой этой сложной спасательной операции стали 84 спасенных жизни.
И в подтверждение этому –воспоминания спасенных.
Асель Карменова, спасенная: «После того как Александр указал нам путь к вахтовке, он ушел вызволять из плена других людей. Потом он приводил других в вахтовку и снова уходил. Его поступок должен быть замечен, он спас жизни, и это достойно награды».
Никита Крауц, оказавшийся в тот день на трассе в снежном плену: «Хочу, чтобы всех спасателей наградили, отблагодарили от всего сердца, потому что они проявили героизм, когда в таких условиях вслепую выводили и спасали людей».
Эльмира Рысаева, медсестра, которая в ту ночь была вместе с расчетом отдельного поста 37-й СПЧ: «Около 2 часов ночи Александр Пименов выводил людей группами из заторов. Каждый раз он отдыхал по 5-10 минут, он получил обморожение лица и рук. Я ему закапала в глаза капли, потому что он ничего не видел из-за мороза. Во многом мы выжили благодаря Александру Владимировичу: именно он руководил всей операцией на месте. Он настоящий герой».
Благодаря самоотверженным действиям пожарных, спасателей, дорожников, энергетиков и медицинских работников в сложнейших метеоусловиях в начале января этого года на трассе Оренбург-Орск спасены 84 человеческих жизни – самое бесценное, что есть на земле.
Двое сотрудников пожарно-спасательных подразделений МЧС России представлены к государственной награде - медали Российской Федерации «За спасение погибавших» при ликвидации стихийного бедствия, сопряженного с риском для жизни:
- Зирюкин Алексей Владимирович, заместитель начальника 37 пожарно-спасательной части (начальник отдельного поста) федеральной противопожарной службы по охране города Медногорск федерального государственного казенного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- Пименов Александр Владимирович, командир отделения 37 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «5 отряд ФПС по Оренбургской области»;
Приказом министра МЧС России Владимира Пучкова ведомственными медалями «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» награждены:
- майор внутренней службы Ацута Александр Анатольевич, заместитель начальника службы пожаротушения – начальник дежурной смены службы пожаротушения федерального государственного казенного учреждения «5 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- капитан внутренней службы Мирошников Денис Васильевич, начальник 35 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по охране города Кувандык федерального государственного казенного учреждения «5 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- Миннигулов Ришат Файзулович, командир отделения 37 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «5 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- Мухин Алексей Викторович, водитель автомобиля (пожарного) 37 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «5 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- Соседов Александр Иванович, водитель автомобиля (пожарного) 35 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по охране города Кувандык федерального государственного казенного учреждения «5 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- прапорщик внутренней службы Дусимов Рустам Гинеятуллович, старший инструктор - пожарный (спасатель) федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- старший сержант внутренней службы Тасеменов Андрей Жаксыгалиевич, старший инструктор - пожарный (спасатель) федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
- старший сержант внутренней службы Шарипов Тимирбулат Рамильевич, водитель (спасатель) федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Оренбургской области»;
Рысаева Эльмира Равилевна, фельдшер выездной бригады «Скорой медицинской помощи» ГБУЗ «Городская больница г.Медногорска»;
Ракшин Александр Владимирович, механик Медногорского района электрических сетей Восточного производственного отделения филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Оренбургэнерго»;
Туктагулов Эмиль Габитович, начальник Медногорского района электрических сетей Восточного производственного отделения филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Оренбургэнерго»;
Коледенко Андрей Владимирович, механик службы механизации и автотранспорта Восточного производственного отделения филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Оренбургэнерго».