Один из самых популярных способов продажи авто с пробегом — объявления в Интернете. Существует несколько общеизвестных виртуальных площадок, предоставляющих огромный выбор вариантов на любой вкус, цвет и карман. Это и есть первое достоинство покупки подержанной машины по объявлению. Также большим плюсом являются возможность торга и умеренная цена. В то же время следует иметь в виду, что частником может оказаться перекупщик, который обычно значительно завышает стоимость товара, да и история машины может оказаться сомнительной.
Главный недостаток покупки у частника — временные и финансовые затраты на глубокую диагностику автомобиля. Кроме того, есть шанс нарваться на кота в мешке и купить машину с тщательно замаскированными дефектами. Впоследствии при их обнаружении покупателю уже невозможно предъявить какие-либо претензии к продавцу.
Практически каждый официальный дилер предлагает программы продажи подержанных автомобилей: либо в качестве посредника-комиссионера, либо в рамках схемы трейд-ин, когда часть стоимости новой машины погашается за счет старой. Оговоримся сразу, что дилера выбирать лучше крупного и общеизвестного.
Плюсы этого способа покупки очевидны. Во-первых, есть возможность сэкономить время и осмотреть сразу несколько экземпляров за раз. Во-вторых, выставленные на продажу машины прошли хотя бы минимальный ремонт, так как выявленные при диагностике крупные дефекты дилер обычно устраняет. К тому же на такие автомобили обычно дается какая-никакая гарантия, и это также можно считать преимуществом. Обычно речь идет об основных узлах и агрегатах, а что касается срока, то это полгода или 15 000 км пробега.
С другой стороны, как показывает практика, любое гарантийное обслуживание у нас может вылиться в очередную головную боль, и этот факт тоже следует учитывать. Обычно в автосалонах предусмотрены различные кредитные условия, чего нет у частника. И, беря авто у солидного дилера, вполне можно рассчитывать на юридическую чистоту машины, так как ради своей репутации ему невыгодно иметь дело с криминальными вариантами.
Первый минус покупки подержанного авто у официала — завышенная стоимость машины (на 7–15% выше, чем у частников). Во-вторых, у дилеров, как правило, нет машин старше трех-четырех лет, так что в этом смысле выбор ограничен.
Продвинутые автолюбители и ценители эксклюзива обычно пользуются услугами зарубежных аукционов. В этом случае, как правило, дело не обходится без специальных агентов, которые берутся доставить автомобиль за оговоренные комиссионные.
Аукцион предлагает широкий выбор различных малодоступных версий, комплектаций или моделей, которые непросто встретить в России. Но чтобы пользоваться услугами зарубежных площадок, потребуется как минимум неплохое владение иностранным языком, чтобы виртуально выбрать нужный вариант, правильно оформить заявку, оплатить покупку и организовать доставку. Среди прочих минусов можно отметить солидную наценку из-за высоких таможенных пошлин. Ну и главный недостаток — высокие шансы нарваться на кота в мешке, так как состояние машины оценивается по фотографиям.
Если кому-то из автовладельцев срочно понадобились деньги, они могут сдать машину в автоломбард, рассчитывая впоследствии выкупить ее обратно. Однако бывает, что сумма в назначенный срок не возвращается, и в этом случае автомобиль по договору переходит в собственность ломбарда, который выставляет его на продажу. Здесь также важно выбрать организацию с безупречной репутацией, известную на рынке не первый год и которая не меняет ежемесячно свой юридический адрес.
Главное достоинство такой покупки машины — ее низкая цена и оперативное оформление сделки. Кроме того, здесь можно рассчитывать на кредит или приобрести авто по схеме трейд-ин. С другой стороны, в ломбарде, как правило, ограниченный выбор автомобилей и не всегда есть гарантии, что машина окажется без «сюрпризов», хотя вас будут уверять, что она прошла тщательную диагностику.
По мере того как развиваются интернет-площадки виртуальных объявлений по продаже машин, все меньше и меньше становится авторынков, которые были так популярны в 1990-е. Некоторые из них трансформировались в комиссионные магазины, куда частники могут сдавать свои машины, освобождая себя от хлопот по их продаже. В этом случае магазин, выступая в роли посредника, устанавливает наценку, поэтому такое авто, как правило, на 5–10% дороже, чем у частника. К тому же на сегодняшний момент это наименее цивилизованный способ приобретения авто с пробегом. Даже если там имеется большой выбор и есть возможность поторговаться, на рынке вряд ли можно рассчитывать не только на технические, но и юридические гарантии. К тому же на «автобазаре» традиционно велик шанс стать жертвой откровенного мошенничества.
Денис ХАЛФИН,
корреспондент портала «АвтоВзгляд».