Многие возмущались и сетовали на засилье религии, требовали чуть ли не отставки министра. Впрочем, вскоре выяснилось, что Сергей Наумов действительно учится в семинарии. А в церкви он не службу служил, а проходил практику в качестве чтеца. Для этого, кстати, посвящения в сан не требуется. Журналист «МК в Нижний Новгород» встретилась с Сергеем Наумовым.
— Сергей Васильевич, зачем вам понадобилось идти в семинарию? Некоторые нижегородцы беспокоятся, что вы сейчас все школы в православие обратите.
— Я давно интересовался историческими фактами, связанными с религиозной составляющей православной Руси. На историческом факультете, где я учился, в те времена был научный коммунизм, атеизм. Но никто не станет отрицать, что религия сыграла огромную роль в истории страны.
В девяностые годы, еще при владыке Николае (в тот период митрополит Нижегородский и Арзамасский. — Ред.), образовалось сообщество людей, которые стали ходатайствовать об оказании помощи в организации православной гимназии. Тогда были подготовлены зачатки договора по взаимодействию между православной церковью и Правительство РФ Нижегородской области. Уже тогда я понял, что имеющихся у меня знаний недостаточно.
Еще сильнее эту нехватку я почувствовал, когда пришел владыка Георгий (нынешний митрополит Нижегородский и Арзамасский. — Ред.). Стали активно возникать православные гимназии и даже детские сады. Еще до того как появился федеральный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), мы на территории области ввели предмет «История культуры и религии Россия». Дети же должны понимать, какой вклад внесла та или иная конфессия. И этот курс нам готовили представители разных религий. Например, мулла — мусульманство, раввин — иудаизм, батюшка — православие. Но преподает учитель, и здесь у нас четко соблюдаются все правила. Религия отделена от государства, и это совершенно справедливо. И мы следуем закону.
Мой учитель, научный руководитель обеих диссертаций Евгеньевич Шапошников (президент НГПУ им. Козьмы Минина, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии), — один из наших крупных ученых и философов, преподавал в семинарии. Я прослушал несколько лекций и понял, что, не зная основ, нельзя грамотно управлять этим процессом. Нужно разговаривать на одном языке с представителями разных конфессий.
И поступил в семинарию. Кстати, не я один, есть и директора школ, которые вместе со мной учатся.
— Поступить сложно? Экзамены нужно сдавать?
— Чтобы попасть в семинарию, нужно получить благословение митрополита Георгия, который является ее ректором. Экзамены серьезные, в том числе и по церковнославянскому языку. Но он необходим, так как дает понимание глубинных процессов. Обучение заочное. Лекции читают и преподаватели нижегородских вузов, и профессора из Москва. Они не рукоположены в сан.
— Та фотография, где вы в храме читаете, как появилась?
— Перед литургией читают выдержки из Евангелия или святых отцов, которые определены канонами. Без этого служба не начнется. Любой семинарист обязан читать часы. Это как обязательная практика. Ты не можешь отказаться. Если человек идет в Армия, он надевает погоны. Он не может сказать: «Я в армии буду служить, а погоны не надену». Так и здесь. В этом нет ничего сверхъестественного.
И самое главное: одно дело постоять на службе в церкви, другое — читать часы. Когда мне разрешали читать, меня спасло только то, что я фактически знал наизусть текст «Послания к коринфянам». Начал читать — ничего не вижу, все плывет.
— Волнение?
— Нет, тут другое что-то. Начал читать по памяти, постепенно это состояние проходит, закончилось — читай сколько хочешь. А вначале — плывет и все. Можно было растеряться и замолчать. Знаю, что некоторые, когда их посвящают в сан, вместо того чтоб читать, просто плачут. Не могут ничего сказать.
— Это же не противоречит вашим внутренним убеждениям?
— Я православный человек. Понятно, что мне далеко до понимания всех процессов. Но у каждого к Богу дорога своя, и как он по ней будет идти — дело каждого. Для меня есть определенный минимум, необходимый и достаточный. Я для себя понял: для того чтобы не обидеть батюшек и представителей других конфессий, я по мере возможности постараюсь изучить религии. Я читаю и Коран для понимания многих вещей, очень много Ветхого Завета. У меня нет никаких противоречий ни с одним направлением. И это дает возможность на одном языке разговаривать с представителями разных религий.
— Людей больше всего волнует, не будет ли насаждаться православие в школах.
— Я православный давно. Где-то с 1993 года. В семинарии уже на последнем курсе. Если до этого не насаждал, то с чего сейчас-то начну? Моя работа не противоречит существующим законам. Именно для этого я и пошел учиться. Хотел понимать до конца, чтобы границы были очень четкими. Нельзя делать исключения для одних, не делая их для других.
Татьяна МИХАЙЛОВА,
«МК в Нижнем Новгороде».