Очередной чудовищный случай подростковой жестокости сподвиг детского омбудсмена Павла Астахова на ряд новых инициатив. Напомним: в общежитии техникума в Ульяновской области несколько студенток закрыли в туалете 16-летнюю первокурсницу, били ее ногами, окунали головой в унитаз, ржали, оскорбляли, а потом выложили видео издевательств в Интернет. Съемку, кстати, делал юноша, который подначивал нападавших и советовал, как лучше бить.
Немаловажно, что жертва садисток воспитывалась в детдоме, является сиротой — так же как и две из троих нападавших.
УМВД Россия по Ульяновской области возбудило уголовное дело за побои, срок до двух лет. Павел Астахов пояснил, что дело может быть переквалифицировано со статьи «побои» на более строгую — «истязание». Это, полагаю, было бы правильно — такая немотивированная жестокость должна пресекаться не менее жестко.
Но вот дальнейшие инициативы, которые начал генерить подстегнутый этой историей детский омбудсмен, вызывают по меньшей мере недоумение.
Сперва он предложил ввести уголовное наказание за распространение в Интернете видео с издевательствами над людьми. Потом — вообще отменить смартфоны в школах, пояснив, что в договоре об оказании услуг образовательной организацией должен появиться пункт о запрете пользоваться «личными устройствами с выходом в Интернет».
Получается, Астахов предлагает сделать все возможное для того, чтобы случаи детской жестокости не становились общеизвестными.
Уголовная ответственность за выкладывание — она же не поможет в борьбе с самими избиениями-издевательствами, просто никто этого уже не увидит. Гаджеты в школы не носить — опять же снимать то, что там творится, будет не на что.
А ведь в управлении МВД по Ульяновской области заявили, что факт и обстоятельства избиения девочки в общежитии колледжа подтверждаются как раз той самой видеозаписью. И во многих других случаях видео, выложенные в Интернет, явились и важнейшим доказательством преступлений, и вообще сигналом об их совершении.
Те самые видеозаписи, которых, по мнению Астахова, не должно было быть вообще.
Правильно, нет записи — нет и преступления. Сразу статистика по детским правонарушениям улучшится. Это ведь гораздо проще, чем разрешать проблему, скажем, насилия в детских домах, откуда вышли две участницы избиения, проблему самого существования детских домов, проблему детской агрессии...
Что же касается гаджетов, то они сегодня такой же неотъемлемый атрибут образовательного процесса, как, скажем, авторучка. Нравится это нам или нет — без них уже не обойтись. Но авторучки тоже можно запретить — чтоб дети ими матерные слова на стенах не писали.
Жестокие видео, выложенные детьми в Интернет, — это индикатор уже случившейся беды, который сигнализирует о ней, а не является ее причиной. Как градусник для больного. Если он показывает повышенную температуру, это помогает врачу лечить пациента. И нечего на градусник пенять, когда температура эта зашкаливает.
Хотя градусники тоже можно запретить.
Неплохая идея — сразу больных станет меньше.