Официальный взгляд в будущее нашей школы в изложении первого замминистра образования и науки Натальи Третьяк выглядит следующим образом.
Во-первых, единое образовательное пространство, но не в смысле единообразия, а как равенство возможностей для доступа к определенной сумме знаний для каждого ребенка, независимо от состояния здоровья и места жительства. Во-вторых, индивидуальная траектория обучения для каждого (о дороговизне этой модели,равно как и о том, есть ли эти средства в бюджете, не говорилось). В-третьих, усиление воспитательной компоненты образования, чтобы сформировать устойчивые моральные принципы и критическое мышление, крайне необходимые в эпоху переизбытка информации. И, наконец, возрастание, причем, в разы, роли учителя, который должен будет не только давать детям знания, но и учить их развиваться. Короче, у нас, как и велел президент, будет не школа, а рай земной!
Впрочем, в столице светлое будущее, как выяснилось, уже наступило: «Московские школы идут по пути все большей свободы и ответственности за принятые решения, - сообщил глава департамента образования Москва Исаак Калина.- Их финансирование идет по нормативу; оценка работы — по рейтингам; учительские зарплаты — по формуле; а аттестационная процедура директоров школ транслируется в интернете». Таким образом, школы и их директора практически не зависят от департамента, подчеркнул он, не упомянув, правда, что по закону учредитель, а именно его ведомство, имеет право уволить любого директора школы без объяснения причин. И «абсолютно свободные» директора, понятно, прекрасно об этом помнят, принимая свои «абсолютно независимые» решения.
Недаром, выполняя в условиях безденежья указание руководства о поддержании учительских зарплат на уровне средних по экономике региона, директора вынуждены сокращать штаты, увеличивая педнагрузку оставшихся. При этом все расчеты строятся из 36-часовой нагрузки учителя, между тем, как предельной, по мнению директора одной из лучших московских школ № 57 Сергея Менделевича, «может быть 20-22 часа. Если же дать больше, то учитель просто перестает работать! Скажем, на 30 часов в Москве сильный учитель работать не может!»
Кстати, роль учителя в школе будущего точно изменится, не сомневается ректор Московского городского педуниверситета (того самого, где отдельной книжкой издали перевод нового Федерального государственного образовательного стандарта на человеческий русский язык, доступный пониманию обычных граждан, да и самих чиновников) Игорь Реморенко: «Мы до сих пор описываем деятельность учителя как «прохождение» с учащимися одной темы за другой, будь то квадратные уравнения или «Старуха Изергиль». И сплошь и рядом «проходят» не тему, а мимо темы. А должна быть принципиально новая дидактика с межпредметным подходом, проектной работой и бизес-практикой».
Подготовить к этим радикальным переменам современных учителей в принципе можно, отметила Третьяк, благо из педвузов, «в последние годы практически исчезли абитуриенты-троечники». Правда, на деле они исчезли не окончательно и бесповоротно, а массово мигрировали на инженерные специальности. Но эту тему замминистра не развивала.
Есть в наших образовательных программах и другая слабина, констатировал проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов: «Уровень подготовки абитуриентов в последние годы возрос. Но они крайне инфантильны, не отличают жизни от учебника, не способны быть лидерами, брать на себя ответственность и работать в команде. А эти способности надо развивать!»
Впрочем, и руководство школ бывает подчас не лучше: «75% директоров школ,- признался один из них, - о разных новшествах и нюансах ЕГЭ узнают только из “Московского комсомольца”». Вот вам и переизбыток информации...