Напомним, что еще в 2012 году Президент подписал указ, согласно которому не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. В документе установлен предельный срок достижения задачи - к 2020 году. Однако уже начиная с 2013-ого государство стало выделять вузам субсидии на повышение конкурентоспособности в надежде, что указ президента будет выполнен как можно раньше. В общей сложности из казны уже перечислено 29 миллиардов. Как раз куда были потрачены эти деньги и выясняли аудиторы Счетной палаты.
Первая странность — субсидии получали... как бы это сказать... не те вузы. Вот конкретный пример. Дальневосточному федеральному университету, Самарскому государственному аэрокосмическому университету имени С.П.Королева и Санкт-Петербургскому национальному исследовательскому университету информационных технологий деньги были выделены несмотря на отсутствие в их программах самой задачи по вхождению в первую сотню ведущих вузов.
А вот многие ведущие альма-матер (действительно имевшие шанс прорваться в ту самую сотню), такие как МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет в Программе почему то не участвовали и субсидии им не выделялись.
Весьма странно осуществлялся отбор вузов, получавших субсидии повторно.
-В 2014 году Санкт-Петербургскому электротехническому университету было отказано в субсидии на основании недостижения вузом 2 показателей в предшествующем году, - говорится в отчете СП. - При этом двум другим вузам (Дальневосточный федеральный университет и Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского), не достигшим 3 показателей, субсидия была предусмотрена.
Согласно результатам проверки, в основном деньги пошли на... зарплаты. И все бы ничего, если бы не явные перегибы. В МИФИ, к примеру, 76 % из выделенного миллиарда были потрачены именно на оклады и премии. В других вузах было и того хуже... При этом уровень зарплаты иностранных граждан оказался в несколько раз выше, чем у российских ученых. Снова пример: в 2014 году в Томском политехническом университете иностранные научные работники получали в месяц 380,4 тыс. рублей, а российские – только 98,8 тыс. рублей.
-Анализ показал, что, несмотря на существенную поддержку, ни один из вузов, получивших субсидию, не занял места в первой сотне ведущих мировых университетов, - констатировала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Коллегия СП приняла решение направить обращение в Генпрокуратуру.