Больная мама — это российский народ. И сынок (родное ТВ) все делает, чтобы мы ни о чем не знали, не ведали. Чтобы головка ни о чем не болела. Вот именно для этого новогоднее телевидение отправило нас назад в будущее — в любимый СССР. Ведь других средств от душевной боли просто уже не осталось.
Сначала, 31 декабря, это были любимые фильмы. Ну да, ведь у нас с друзьями традиция… «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы» (впервые без Эльдара Александровича Рязанова), «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Приключения Шурика»… Даже на НТВ, холодном, мужском, полукриминальном канале, чтобы хоть как-то примирить население с действительностью, дали «Покровские ворота» и «Того самого Мюнхгаузена».
Кругом царила ностальгия: «Ретро FM». Кутуньо, «Оттаван», Дитер Болен с Томасом Андерсом, Юра Шатунов с Димой Маликовым — и так на множестве каналов.
Хоккей показали на «Матч-ТВ» СССР—Канада, 1972 и 1974 гг. выпуска. Как мы их обыгрывали, а не они нас. Ну да, смотришь на Харламова, Мальцева, Якушева, Третьяка — и гордишься. А на «Звезде», будто впервые, транслировали решающую игру Кубка Канады-81, где мы этих родоначальников и разгромили с самым правильным счетом 8:1. Очень вдохновляет…
И еще дважды мы их «делали». «Шерлок Холмс» английский против нашего, родного, ну никак не покатил. Да, качественно, умно, с прекрасными Камбербэтчем и Фриманом, но как-то холодно, технологично, без души. Даже Первый канал это понял и стал мягко так отодвигать «Шерлока» под самое утро, а однажды, в ночь перед Рождеством, вообще отменил. В пользу Андрея Малахова, конечно, и его Аллы Борисовны. Вернее, не его, а очень умного Макса… Ну, вы понимаете.
И наша «Мэри Поппинс» в сравнении с американской опять же выиграла. Потому, что кто же может сравниться с Натальей Андрейченко и Максимом Дунаевским, на тот момент так влюбленного в леди Мэри.
Была еще «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова (ох, ну куда же все-таки делся Советский Союз?!) и «Овечка Долли была злая и рано умерла», которую снял все еще стремящийся стать режиссером Алексей Пиманов. И там тоже главный герой оказывается в приснопамятном 1985 году.
Ну а зациклили все эти сладкоголосые нотки «когда деревья были большими» показанные по «Звезде» «Старые песни о главном» — 1, 2 и 3. Снятые 20 лет назад Константином Эрнстом. Это так снято, что до сих пор кажется шедевром лихих и отупляющих 90-х. Так снято, что после демократическая общественность принялась обвинять телевизионщиков в реинкарнации советского прошлого. Ну а что, вот вам пик застоя — 70-е («Старые песни о главном-3»). И что мы видим? Лучшие комедии (та же «Ирония», тот же «Иван Васильевич»…), лучшие песни (да, старые и о главном), лучшие артисты и режиссеры. Вот посмотрел — и так захотелось назад, туда, в детство золотое.
Потому что сейчас одна беда. Это я не про экономику и не про политику, не про ЖКХ и цены в магазинах. Про «Огонек», ну очень голубой. Включил Первый после поздравлялки Путина — и… расстроился. Ни ума, ни таланта. Включил «Россия» — и… опять расстроился. Таких беззубых «сатирических» частушек от Стоянова и Дужникова даже в лохматое советское время не пели. Они там что, вообще всего боятся? Даже талантливо что-то снять?
Просто нынешние полностью проиграли свою игру. И не 1:8, а гораздо крупнее. Проиграли 60-м, 70-м, 80-м — тому самому времени, которое сейчас выполняет для нас роль заботливого врача. Мы же не дураки, понимаем, что нынче все плохо, а будет еще хуже. Но телевизор создает иллюзию великой страны и великого искусства. Где все так замечательно и убаюкивающе спокойно. А на закуску — балет телевидения ГДР. Ну что, вспомнили?..
В чем сила, брат?
Что такое эти десять новогодних дней? Десять дней, которые могут потрясти мир. Для меня это день сурка. В 9 утра встал, посмотрел на «Матч-ТВ» СССР—Канада-72, погордился, получил удовольствие. Позавтракал, почитал, погулял. Пришел домой, почитал, пообедал, посмотрел «Культуру», поспал. Проснулся, послушал «Эхо Москва», посмотрел «Шерлока», почитал на ночь, еще послушал… и спать. На следующий день все то же самое…
Но у меня с собой было… «Матч-ТВ»! Если нет своих эмоций, своего драйва — включи спорт, что в прямом эфире, и смотри, переживай, болей за своих. Тут-то как раз любимое детище Тина Канделаки сильно пригодилось.
«А ну-ка, девушки, а ну-ка, парни…» Да, я смотрел девушек, как они классно всех обыгрывали в волейбол. И какие девушки! Парней тоже смотрел — ну молодцы ребята. Баскетбол ЦСКА—«Реал» — опять победа! Английский чемпионат футбольный, испанский чемпионат… Ну и биатлон с единственным нашим его победителем Дмитрием Губерниевым.
А еще там был чемпионат мира по хоккею среди молодежных команд. Он начинается в конце старого года, заканчивается в начале нового. Я всегда его смотрю, потому что это настоящий хоккей, истинный, без примеси суперденег и циничных тактик. Здесь все, как на витрине, «голенькие», и ни у кого нет начального преимущества. Здесь такие незамутненные страсти… И замечательная команда комментаторов — Юрий Розанов, Александр Ткачев и Александр Хаванов, известный хоккеист в прошлом, прошедший НХЛ.
Но главное — игра! Мы еле-еле, на флажке, прошли несчастную Данию и вышли на американцев, явных фаворитов. Их тренер перед матчем сказал: «Я никого из русских не знаю, они играют, как чехи (американцы вынесли чехов 7:0!), так что какие проблемы…» А мы обыграли их в полуфинале, проигрывая! И я, покраснев от счастья, набрав воздуха, кричал в экран этому седому, благонравному, в модном костюмчике коучу, как будто в фильме «Брат-2»: «Ну что, американец, выиграл?! В чем сила? Ты думал, в твоем высокомерии, когда ты про русских говоришь вот так, через губу? Ну сказал ты так про русских — и что, сильнее стал? А я думаю, что сила в правде, и правда в том, что мы вас обыграли. И будем обыгрывать еще много раз…»
Как оказалось, меня легко завести. Незримо вдруг я все вставал и вставал с колен и вот уже повторял, правда, пока еще про себя: «Крым наш! Донецк наш! Дамаск наш! Нью-Йорк наш!» И это я, так любящий Соединенные Штаты Америки, так знающий Нью-Йорк, каждый его закоулок.
Что со мной? Что с нами? Во всем «Матч-ТВ» виноват.
Испортил песню
Конечно, Максим Галкин выиграл в этом «Точь-в-точь». Ну не один — с Евгением Дятловым. Но выиграл же! Потому что должен был, просто обязан. Практически как отец Фотий. Потому что кто-то там наверху так решил.
Нет, он сам по себе мастер. Тем более — пародист-профессионал, может быть, даже лучший в стране. А с ним соревновались просто артисты, впервые на арене… Силы были неравны, и он победил. Теперь на Первом у Галкина будет своя именная программа — заслужил. Действительно, чем он хуже Познера с Ургантом?!
Но сейчас не об этом. Свое отношение к данной фриковой программе я уже высказал. Первый сезон был отличным, но повторение пройденного, та же самая курица с яйцами (вид сзади), — кому это надо? Только нашим главным федеральным каналам, больше никому. Конкурс о том, как ты копируешь какую-то звезду, а Геннадий Хазанов с Леонидом Ярмольником так от этого счастливы… Вторичность, дубляж, подмена… Ну а сам-то ты можешь хоть что-то сделать лучше всех?!
И опять не об этом. В полуфинале Макс пародировал свою жену. Все совпало, кроме ножек. Да, вот с ножками «Аллы Борисовны» вышла осечка. Но где же взять такие ножки?!
Но вышла Алла Борисовна, самая реальная и настоящая. Стала объясняться в любви… Но не мужу, а другому Максу, Аверину. И даже от прилива чувств запела. Понимаете, Пугачева запела на самом Первом канале! Без фанеры, без «минуса», а просто своим голосом. Когда такое было в последний раз?
Тут надо было всем затаиться и слушать. Такие счастливые мгновения… Только Аверин отчего-то не стал. Она пела, а он говорил. Наверное, хорошие слова. Но… «дурак, испортил песню». Это не я сказал, это Горький. Я-то знаю, что Аверин умный, тонкий и очень талантливый артист. Но тут дал петуха, не услышал, не понял, не почувствовал важность момента.
А Алла не обиделась. Все-таки она любит другого…