Реквием по корпоративам: остановит ли кризис зарвавшихся российских поп-звезд

Многие из них вдруг вспомнили, что основной функцией артиста является создание концертных программ и продажа билетов на них

Теперь тратить миллионы на развлекательное мероприятие для компаний и корпораций - непозволительная роскошь и «нецелевое использование денежных средств». Если даже в прошлом году топовые артисты могли похвастаться 15-17 выступлениями за месяц, то нынешний декабрь смог их порадовать максимум пятью! А у многих работы нет вообще! Один из постоянных ведущих церемоний ZD Awards, шоумен и блогер Алексей ОСТУДИН, размышляя над итогами прошедшего года, констатирует клиническую смерть главного источника доходов большинства поп-звезд Россия – жирных заказников и корпоративов.

Многие из них вдруг вспомнили, что основной функцией артиста является создание концертных программ и продажа билетов на них
В отличие от любителей легких корпоративных денег, такие певцы, как Стас Михайлов, Григорий Лепс, Елена Ваенга , Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, чувствуют себя уверенно, делая ставку на концертные программы и гастроли.

Декабрь 2007 года. Москва стоит в 10-бальных пробках, во всех центральных магазинах не протолкнуться от жаждущих максимально быстро и эффективно расстаться со своими деньгами. Желающие поужинать натыкаются на объявления «Закрыто на спецобслуживание», которые красуются на дверях всех приличных ресторанов города.

Группа «Мираж» в составе предельно уставших Натальи Гулькиной и Маргариты Суханкиной в сопровождении балета сидят в микроавтобусе самой настоящей скорой помощи и, пользуясь её мигалками, продираются сквозь транспортный коллапс на очередную площадку. Уже четвёртую за вечер. А впереди ещё две. В это время, трезво рассудив, что из Чертаново в Крылатское на автомобиле за полтора часа не добраться, Татьяна Буланова, надев чёрные очки, спускается в метро. И не она одна. Когда перед артистом встаёт дилемма: потерять 10-20-30 тысяч евро или проехаться на метро, желание побыть некоторое время вместе с целевой аудиторией возникает весьма стремительно.

Декабрь 2007 года – месяц, который артисты и их продюсеры с директорами не забудут уже никогда! Ему уже не суждено повториться в их жизнях. Именно в том году случился пик, как мы сейчас это называем, корпоративного безумия. Когда всевозможные коммерческие организации и в особенности госкорпорации отчаянно разбрасывались деньгами, утоляя страстное желание показать, что в их жизни всё хорошо. В декабре 2007 года цена за одно выступление успешного поп-проекта начиналась с 10000 евро. Повторюсь – начиналась! Статусные звёзды могли просить и 30, и 50, и 100 тысяч и им их платили. За 30-40 минут по большей части фонограммного выступления. Успешные ударники корпоративного труда в декабре 2007 года отрабатывали до 90 концертов. То есть минимальный заработок мог составить 900000 евро! Всего за один месяц! Если же речь шла о выезде в другой регион, то гонорар объявлялся из расчёта суммы потенциально «упущенных» московских выступлений за каждый день «командировки».

Именно в том году друзья из славного города Кемерово попросили меня узнать, сколько стоит привезти на корпоратив группу «ВИА гра»? Менеджмент коллектива объявил 6 московских гонораров, что в те времена равнялось 300000 евро. И это была полностью «оправданная» сумма - столько прославленный коллектив мог заработать в Москве за один день! Что за прекрасное время было!

Сейчас все в шоу-бизнесе мечтательно закатывают глаза, грустно улыбаются и вспоминают, сколько площадок отработали они в те «тучные годы». И ведь не только поп-звёзды были в шоколаде. Какой праздник без ведущего? Безвестный профессионал своего дела в золотые времена корпоративного движения мог вполне рассчитывать на гонорар от 50000 рублей. И работа была каждый день! Телеведущий средней руки с музыкального телеканала был рад сумме от 3000 до 10000 евро в зависимости от степени популярности. Ну а на вершине пищевой цепочки, как и сейчас, «шакалили» ведущие Первого канала. Эти небожители легко объявляли за ведение мероприятия по-настоящему успешной компании гонорары от 30000 евро.

Надо признаться, что всё это в прошлом, рынка корпоративов больше нет! Если даже в прошлом году топовые артисты могли похвастаться 15-17 выступлениями за месяц, то нынешний декабрь смог их порадовать максимум пятью! А у многих работы нет вообще! Корпоративные артисты и шоумены, безусловно, сильно опечалены всем, что происходит. Работы сейчас не просто на всех не хватает, её элементарно нет! Пора себе признаться в том, что в таком количестве её больше не будет никогда. Всё изменилось. И дело даже не только в отсутствии денег по причине экономического и политического кризиса. Изменилась сама корпоративная культура. Тратить миллионы на развлекательное мероприятие отныне непозволительная роскошь и «нецелевое использование денежных средств». Игорокам корпоративного шоу-бизнеса больно это признавать, но это так. И так теперь будет всегда.

Но есть вещи куда серьёзнее, чем отсутствие денег. Я считаю, что корпоративы разбаловали и даже развратили российскую эстраду. За период с 2000 по 2007 годы появилось целое поколение артистов, которые за свою творческую жизнь не продали ни одного билета на сольный концерт! А зачем?! Ведь гонорар за кассовый концерт всегда в два–три раза меньше, чем заплатят на заказнике или Дне города. Что необходимо для того, чтобы зритель купил билет на концерт? Конечно, песни! Не одна, не две, а полноценная программа из собственных, не перепетых у кого-то песен. То, что называется репертуар. Но зачем писать альбомы, когда на корпоративе, дне рождения, или Дне города выступление длится не более 40 минут? Хватает программы из 10-12 желательно всем известных песен. Причём, не обязательно своих. Для выступления хватит тройки собственных хитов и ещё несколько ремейков. За всю свою жизнь (а это уже 13 лет) группа «Фабрика», к примеру, выпустила только два полноценных студийных альбома. А коллектив Hi-Fi, который «рвал» корпоративные танцопы нулевых, после первого альбома практически сразу стал выпускать лишь сборники «лучших» хитов. И они у них действительно были - за год композитор Павел Есенин писал две-три хороших песни, чего вполне хватало для поддержания интереса к коллективу.

Так делали многие. В итоге к 2007 г. даже если у какого-нибудь поклонника и появлялось желание купить билет на концерт любимого артиста, то он физически не мог этого сделать, ведь большинство новых звёзд просто не давали кассовые концерты. Ну разве что в ночные клубы при казино можно было попасть, но за какие деньги? Продюсеры оправдывались тем, что артисты часто выступали на бесплатных для зрителей концертах на всевозможных городских и профессиональных праздниках, вроде Дня нефтяника или Дня города. Но вряд ли это можно сравнить с полноценным сольным концертом, для которого у большинства молодых звёзд «нулевых» элементарно не было достаточного репертуара! Корпоративы избаловали артистов.

Организаторы жаловались на то, что звезды выходят на сцену с ощущением страшного одолжения, которое они оказали 30-минутным выступлением под фонограмму за десятки тысяч евро! А как иначе, когда у тебя за вечер 6 выступлений в разных концах города, куда ещё надо умудриться попасть сквозь пробки! Конечно, люди в зале начали это замечать, что стало ещё одной предпосылкой к краху корпоративного рынка.

И вот грянул финансовый кризис 2008 года – начало конца корпоративного движения, смерть которого мы констатировали в нынешнем декабре. Количество работы обвалилось в три раза. Начались и отмены уже проплаченных мероприятий. Но по сравнению с нынешней ситуацией даже в декабре 2008-го можно было ещё пошиковать. Ну да, не 90 выступлений, но 30 -35 отработать было вполне реально. На какое-то время показалось, что бизнес стал восстанавливаться, 2009 и 2010 годы показали рост числа корпоратиов и гонораров артистов. Но уже в 2012 спад опять начал набирать обороты. А ведь ещё совсем недавно все хвастались друг перед другом размером бюджета на новогоднее мероприятие и звёздностью артистов, в нём участвующих.

Дело доходило до того, что российские артисты почти сравнялись по цене с западными звездами первой величины, в то время, как «ретро-гвардия» - от «Бони М» до «Арабесок» - «чесала» по всей стране за куда меньшие гонорары! Но и это не было препятствием. Особенно успешные компании позволяли себе приглашать на новогодний корпоратив артистов уровня Стинга, Роби Ульямса, Кайли Минуог, Джениффер Лопес, Эмми Уайнхаус, Эминема или даже Мадонна! Много шума наделал пожар на мероприятии одного из олигархов, жертвой которого чуть не стал Джордж Майкл! Такие имена обычно стоят от 1 миллиона долларов за выступление. К новой реальности после 2008 года привыкали тяжело. Многие вдруг вспомнили, что основной функцией артиста является создание концертных программ и продажа билетов на них. Герои корпоративной жатвы вновь напечатали афиши и изо всех сил пытались вернуться в концертные залы или большие клубы. Получалось, надо сказать, не у всех.

Вот на ком кризис не отразился совсем, так это на проверенных временем «ветеранах сцены», которые как ездили на гастроли, так и продолжали успешно ездить. К примеру, Сергей Пенкин, который начинал как ресторанный певец, успешно перешёл именно в середине нулевых в категорию самых востребованных гастролёров, уверенно собирающих концертные залы по всей стране. В сезоне 2010-2011 Пенкин дал около 130 сольных концертов! Также уверенно себя чувствовали Григорий Лепс, , Елена Ваенга, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и другие мастера эстрадного жанра. Время показало, что если ты не забываешь о своём зрителе, то и он в трудную минуту не забудет о тебе!

Что мы имеем сейчас? Ничего! Конечно, есть ещё мероприятия. Но в нынешних условиях они выглядят как последние конвульсии смертельно больного организма. Очень многие в этом декабре вообще остались без работы. И это повод задуматься над тем, как жить и работать дальше в ситуации, когда реальность объективно изменилась и никогда не станет прежней. Хочется верить, что холодный душ нынешнего кризиса, конца которому не видно, поможет творческим людям вспомнить о том, что они именно творческие. Есть несмелая надежда, что поп-звёзды вновь поймут, что нельзя называть себя популярным артистом и при этом не продать за год ни одного билета на свои концерты. И быть может, мы вновь увидим интересные эстрадные программы, которые захватят зрителя, и он вернётся в концертные залы вместе со своими кумирами.

Если, конечно, деньги не кончатся у всех и окончательно…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27013 от 22 января 2016

Заголовок в газете: Корпоративный реквием

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру