Иеромонах Фотий — победитель четвертого сезона проекта «Голос» — мне нравится. И не только мне одной — за него отдали свои голоса 76% всех голосовавших за победителя. Это неудивительно. На фоне уже приевшихся пестрых, а порой и вызывающе гламурных сценических образов чистый голос, воспроизводящий абсолютно точно все ноты и обертоны, который исходит от человека, облаченного в монашескую рясу, не может не импонировать. Что-что, а петь в церквах умели всегда. И более того — ничто не развивает так голос, как церковное пение. Можно считать это самыми правильными занятиями музыкой, можно чудом Божьим, но факт остается фактом — кто поет в церковных хорах, очень скоро начинает брать ноты, о которых ранее не мог и помыслить. Такова истина, подтвержденная не одним человеком поющим. Да и сам иеромонах — человек умный, светлый, от которого веет покоем и умиротворением. В общем, такой, которого в публичном его воплощении очень не хватает современному обществу. Но!
Не стоит наивно думать, что иеромонах Фотий — просто случайный церковнослужащий, который вдруг возгорел желанием принять участие в популярном музыкальном конкурсе на Первом телеканале и абсолютно непредсказуемо в нем победил. Чудеса, конечно, случаются, а уж особенно накануне Рождества, но не в том ведомстве, которое хоть косвенно, но за эти самые чудеса несет ответственность. Давайте вспомним, кто такой иеромонах в структуре православной церкви. Это человек, принявший постриг и полностью посвятивший свою жизнь Богу, дав обет безбрачия, послушания и нестяжательства. То есть предположение, что иеромонах Фотий отправился на светский, более того, попсовый проект без благословения своего духовного наставника, абсолютно исключено. Оно не просто противоречит канонам церкви, оно их полностью перечеркивает. Не должно возникать никаких сомнений в том, что церковное начальство отца Фотия одобрило его участие в светском проекте. И уж, конечно, не ради возвеличивания оного — что также противоречит назначению иеромонаха, а, надо думать, ради более высокой цели — увеличения популярности церкви и значимости роли церковнослужителя в обществе. Косвенно подтверждает это размышления и сам патриарх Кирилл, обративший свое высокое внимание на победу иеромонаха: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос», — написал Святейший в своем социальном аккаунте. — Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным — думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил».
В общем-то, в том, что церковь ищет пути влияния на умы мирян, нет ничего предосудительного. Сегодня за ум и душу человека борются все, кто только может, от патриотов и отечественных воспитателей до либералов и иностранных пропагандистов. И институт церкви, в чьи прямые функции, собственно, и должна входить борьба за душу, не просто имеет равное право с прочими, а более того — обязан этим заниматься. В укреплении еще одной национальной скрепы — православия нет ни малейшего плохого, особенно в нынешнее время, когда человек особенно нуждается в поддержке, утешении, объяснении и предостережении. И иеромонах Фотий с его победой на «Голосе» куда как лучше и полезнее церкви, и обществу, и высшему смыслу — вере в Бога, чем, скажем, потребитель «Макдональдса» в рождественский пост, уволенный на днях с должности председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Чаплин или то ли актер, то ли писатель, то ли священник Иван Охлобыстин. А общество — обычное светское — сегодня, увы, судит о церковнослужителях по таким вот странноватым для рядов духовных наставников персонам. Так что у отца Фотия задача-то посложнее, чем в музыкальном проекте победить, от него ждут усиления интереса, и симпатии, и доверия мирян к институту церкви, или хотя бы пробуждения интереса. Достойное служение, что ни говори.
Но главное что? Главное, чтобы отец Фотий с ним справился. Чтобы через год-другой не стала достоянием общественности информация, что иеромонах принимает участие в корпоративных вечеринках и выступление его стоит, как у первой десятки звезд отечественной эстрады, от 100 тысяч евро. Чтобы не читали мы в списке «Форбс», что занял он первое место по доходам среди российских певцов. Чтобы не светилось его имя в публичных скандалах, чтобы не ловили его папарацци в обществе прекрасных женщин или, паче чаяния, еще более прекрасных мужчин. Потому что это станет настоящим нокаутом для церкви, ведь недаром тех, кто обманул доверие, Данте поместил на последний круг своего ада.
А продюсер Иосиф Пригожин между тем уже предложил отцу Фотию записать альбом его песен. «Мне, как менеджеру, история с иеромонахом Фотием понятна. Лично я его вижу «музыкальным пастором», человеком, которой несет слово Божие, поет какие-то красивые лирические песни. Почему нет? Фотий может собирать залы, выходить и говорить правильные слова в адрес аудитории, нести слово Божие, может петь слово Божие», — цитирует Пригожина РИА «Новости». Надо полагать, мечталось так и Григорию Лепсу, и прочим продюсерам с громкими именами. Но, следует думать, церковь отца Фотия воротилам шоу-бизнеса не отдаст, самой нужен. Ведь недаром в Евангелии от Марка рассказывается притча о зернах. И о том, что сеять их надобно везде: и при дороге, и на каменистой почве, и в терниях, и на доброй земле, чтобы хотя бы одна четвертая из упавших взошла и дала правильный урожай.
Читайте интервью с иеромонахом Фотием: "Иеромонах Фотий сделал феерические признания перед финалом шоу «Голос»"