Трагедия под Воронежем: эксперты предложили особую систему эвакуации для психбольных

«Из палат их нужно выманивать обманным путем»

Список пожаров в психоневрологических интернатах по всей Россия за последние 15 лет уже не умещается на двух листах. Все истории — под копирку: либо руководители домов скорби сэкономили (читай наворовали) на противопожарной безопасности, либо сотрудники ПНИ банально не знали, как правильно эвакуировать своих подопечных. И после каждого пожара, где число жертв переваливало за два десятка, первые лица гневно требовали усилить безопасность интернатов. Но воз и ныне там. В трагедии в Новохоперском районе Воронежской области, где в ночь на воскресенье сгорели заживо 23 пациента интерната, сплелись в один узел несколько причин. И прижимистость администрации, и неумение больных правильно оценить опасность.

«Из палат их нужно выманивать обманным путем»
Так выглядел интернат после пожара.

Психоневрологический диспансер в селе Алферовка (это 200 километров от Воронежа) заполыхал в 23.00 субботы. Загорелся корпус №1 — тут размещались самые тяжелые больные. Корпус №2 стоит в 150 метрах.

Что представляет собой интернат — рассказал известный общественный деятель, блогер Константин Рубахин (сам он родом из Алферовки):

- Там жили люди, просто выпавшие из социума. Кого выгнали родственники из-за квартиры, кто-то действительно тяжело болел, кто-то просто не смог встроиться в жизнь. Люди спокойные, жили своей жизнью - что-то делали в столярной мастерской, рисовали, просто жили в этом удивительном природном месте рядом с Хопром. Для многих из них - это очевидно было последнее место жительства. Раньше жители этого интерната ходили по деревне, использовались местными, как бесплатная рабочая сила. Теперь закрывают. Самое страшное, что их хоронят за оградой местного кладбища, часто под крестами без надписи.

На памяти Константина ранее пожаров в интернате не было. А глава администрации Новохоперского района Виктор Петров назвал вероятную причину ЧП — замыкание.

-Сразу чтоб вы понимали- здание диспансера 1964 года постройки, деревянное, обложено кирпичом. 600 квадратных метров, проживали 74 — человека, из них 4 медработника. 23 человека в списке погибших, 47 развезены по больницам. Медперсонал не пострадал.

А так — несколько лет назад в фоторепортаже блогера Константина Рубахина.

- Какие диагнозы были у погибших?

-Тяжелые — шизофрения и т.д. Это был спецкорпус, там лежачие больные со всей Воронежской области. Многие жили по 18-20 лет. Самому пожилому пациенту — 78 лет. Свои наполеоны, президенты. Были и буйные, для них спецклетки установлены. Так как многие неходячие, то медперсоналу было сложно их вывести, другие не понимали что происходит. Люди отравились угарным газом. Тех, кого удалось спасти, вытаскивали через окна, у многих порезы, ожоги дыхательных путей. Трое в реанимации.

- Пожарные приехали вовремя?

- Спустя 5 минут, пожарная станция находится в 100 метрах. К этому времени к зданию уже подойти было невозможно - оно полыхало на 10 метров. Интернат был оснащен системой видеонаблюдения, пожарными кнопками. Недавно пожарные тренировки там проходили. Что случилось — сами не понимаем. Грешим на проводку, коротнуло где-то — это и пожарные уже подтверждают. Хотя проводку меняли лет 5 назад. Вряд ли пожар вызвали сами больные — у них в палаток и розеток-то нет. Из электрооборудования — один телевизор, установленный в специальном уголке.

Директор интерната Сергей Никифоров увидел пожар из окон своего дома — он живет в двух шагах от места работы. Мужчина с криками: «Горим!» выскочил из дома в чем был одет и принялся спасать подопечных. По словам сельчан, Никифоров лично вытаскивал больных из окон, совсем не жалел себя, лез прямо в пекло. Порезал руки и надышался ядовитым газом. Сам процесс эвакуации был сильно затруднен — почти все больные спали, многие были под воздействием снотворного. Те, кто бодрствовал, просто стояли в палатах как истуканы — не понимали, что происходит.

Помогала больным и бухгалтер интерната - ей позвонили в 2.00 ночи с неприятным известием.

Брандмейстеры боролись с огнем до 7 утра. Корпус №2 целиком сгорел, а соседний удалось отстоять. К 11 утра из-под завалов достали последнее мертвое тело.

Большинство постояльцев интерната, где произошел пожар, — больные люди, от которых отказались родственники. Фото: Константин Рубахин

Все жертвы - простые граждане, среди нет известных и заслуженных.

- Это богом обиженные люди. Из родственников пациентов — приехала только четвертая часть, размещаем всех в школе. Большинство больных были одинокими и никому не нужными. Ущерб в рублях, конечно, подсчитаем. Губернатор Гордеев прилетел на пепелище на вертолете, наверно, выделит финансы на восстановление. Он у нас тут недавно был, правда, по другому поводу — церковь открывал. Но что деньги — тут ущерб в 23 человеческие жизни, - объясняют в администрации.

Что вызвало пожар?

Официальная версия — замыкание в проводке. Она идет по потолку, а брандмейстеры установили, что огонь пошел сверху. «Странно, что кивают на проводку, она относительно свежая - меняли в 2008 году. Вообще у нас строгие правила - полный запрет электроприборов. Новогодняя елка, мишура, огни? Это тоже вне закона, - говорит бухгалтер.

Отметим, что Новохоперский ПНИ за последние 4 года проверяли пять раз. Дважды - МЧС и Роспотребнадзор, один раз — Росздравнадзор. Последняя проверка проводилась как раз силами МЧС и состоялась 1 сентября этого года.

Также известно, что в 2012 году Новохоперский интернат оказался замешан в финансовом скандале — шестерых лежачих больных заставили за свой счет закупать памперсы, хотя на эти средства индивидуальной гигиены выделяются компенсационные деньги из бюджета. Причем, немощные пациенты были вынуждены тратить на памперсы 25% своей пенсии. В дело вмешалась прокуратура Новохоперского района, и руководство интерната обязали вернуть пациентам деньги. То есть экономили в ПНИ вдохновенно, со знанием дела. Кстати, среди тех, чьи права прокуратура отстояла три года назад, трое погибших вчера ночью — Михаил Дыхненко, Александр Шаршов и Михаил Безруков.

Фото: Константин Рубахин

Жители Алферовки озвучили еще одну версию причины пожара — поджог. Ходили слухи, что психбольные наловчились отключать пожарную тревогу. А сами в это время якобы что-то жгли. Хотя бухгалтер не подтверждает эти домыслы: «Персонал весь квалифицированный, много лет работают с подобными больными, знакомы с их замашками. Вряд ли не уследили».

КАК ПРАВИЛЬНО ТУШИТЬ ПОЖАРЫ В ПСИХИНТЕРНАТАХ

Эксперт в области пожарной безопасности рассказал «МК», какие требования выдвигаются к социально-значимым местам.

- Основное и самое общее требование технического характера заключается в том, что люди должны иметь возможность покинуть помещение раньше, чем там станет небезопасно: начнется частичное обрушение, задымление и т.д., - сказал эксперт «МК».

А для помещений, где люди остаются в ночное время, есть дополнительные требования:

- Там обязательно должен быть обученный персонал. Обученных людей должно хватать. Такие работники должны уметь вовремя вывести маломобильных граждан (тоже самое касается и детей) из опасной зоны, вызвать помощь, встретить пожарные расчеты, уметь пользоваться системами пожаротушения. Также в таких помещениях должны быть носилки, каталки, чтобы помочь малоподвижным людям. И повторюсь, всего должно быть в достатке, чтобы избежать трагедий.

Кроме того, пояснил эксперт «МК», во время проверок пожарной безопасности ревизоры обращают внимание на наличие и исправность системы обнаружения очагов пожара и системы оповещения.

- Система оповещения может быть звуковой — ревун, сирена. Может быть голосовой. Это когда начинает звучать запись «не поддавайтесь панике, пройдите к выходам» и т.д. Система оповещения может быть световой. Она как правило предназначена для глухонемых людей, - сказал специалист.

Существует по словам эксперта, и определенные требования к конструкции и планировке зданий.

Например, для здания на 50 человек должно быть обязательно два выхода. Для общественных мест не менее двух выходов уже на 15 человек. Ширина дверей, при этом, должна быть не меньше 90 см.

Другой эксперт считает, что в подобных учреждениях стоит подумать об особых правилах по эвакуации.

Душевнобольным людям бессмысленно кричать «Пожар!» Во время другого аналогичного ЧП санитарка спасла многих подопечных, крикнув, что срочно пора бежать на ужин. Вот это они поймут. Можно завлечь выдумкой о приезде какого-то необычного гостя. А сирена только всех перепугает и деморализует. Также система пожаротушения должна быть направлена на попытку затушить пожар в зародыше. Например, в помещение, где зафиксировано возгорание, можно подать напор воды. Тут главное — выиграть время: эвакуация душевнобольных явно занимает больше времени, чем обычных людей.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»: ПОЖАРЫ В ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ И БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

38 пациентов погибли при пожаре в психиатрической больнице в поселке Раменский Дмитровского района Подмосковья 26 апреля 2013 г.

37 пациентов и санитарка погибли при пожаре в психоневрологическом интернате а деревне Лука Новгородской области 13 сентября 2013 г.

23 пациента погибли при пожаре в доме-интернате для ветеранов в селе Подъелеск республики Коми 31 января 2009 г.

10 пациентов погибли при пожаре в психоневрологическом интернате в городе Тайга Кемеровской области 9 декабря 2006 г.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26988 от 14 декабря 2015

Заголовок в газете: Пожар над гнездом кукушки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру