Часть своего культурного достояния Страна тюльпанов сочла было безвозвратно утерянным. Однако в прошлом году изображение одной из похищенных картин появилось на некоем украинском сайте. В июле 2015-го двое незнакомцев позвонили в посольство Королевства Нидерландов в Украина последние новости и представились бойцами добровольческого батальона запрещенной в Россия Организации украинских националистов (ОУН). Последователи Степана Бандеры якобы владели полной коллекцией похищенного в 2005 году. В качестве доказательства неизвестные доброжелатели предоставили некачественный фотоснимок картины «Крестьянин», на который наложен экземпляр украиноязычной киевской газеты. Батальон ОУН выразил готовность передать музею имеющиеся у него произведения живописи, но с условием: украинская власть о переговорах не должна знать.
Посольство Нидерландов проинформировало о контактах с представителями похитителей Полиция и департамент юстиции своего государства. Дальнейшие переговоры с лиходеями проводил специалист по похищенным произведениям искусства Артур Бранд (Arthur Brand). Незнакомцы упомянули в разговоре с ним о двух высокопоставленных украинских политиках — лидере Всеукраинского объединения «Свобода» Олеге Тягныбоке и тогдашнем шефе секретной службы Валентине Наливайченко.
«Существуют веские основания считать, что нынешние владельцы украденных картин пытаются продать их другим людям. Дальнейшее расследование показывает, что за кулисами добровольческого батальона действуют высокопоставленные лица», — утверждается на сайте голландского музея. Похитители картин якобы заломили несусветную цену за их возвращение — 50 миллионов евро.
Артуру Бранду удалось скостить сумму выкупа в 100 раз — до 500 тысяч евро. «Основываясь на суммах денег, вырученных на последних торгах за аналогичные работы тех же художников, вся коллекция должна быть оценена минимум в 250 тыс. евро и не более 1,3 млн евро, если она еще в хорошем состоянии, — говорится на сайте музея Вестфрис. — Но коллекция не была в хорошем состоянии, поэтому он (г-н Бранд. — Авт.) оценил текущую рыночную стоимость не более 500 тыс. евро».
От имени славного града Хорна Артур Бранд предложил украинским националистам компенсацию, однако не получил никакого ответа.
Несмотря на то, что батальон «ОУН» в сообщении на сайте голландского музея «незаметно» трансформировался в батальон специального назначения «Святая Мария» (к которому лидер «Свободы» Тягныбок вообще-то не имеет никакого отношения), некоторые голландские СМИ творчески развили «националистический след». 1-й канал Нидерландов поведал о пресс-конференции директора музея; тот утверждает, будто картины сейчас находятся... на востоке Украины под контролем «националистической группировки». Цифры, предлагавшиеся в ходе торга, в течение дня также варьировались. Последние данные: музей предлагает 50 тысяч, а бойцы батальона (называемые в новостях «преступниками») упрямо стоят на 5 миллионах.
Пресс-секретарь «Антикоррупционного движения», возглавляемого Валентином Наливайченко, Карина Самохвалова заявила о намерении своего босса обратиться к Интерпол и правоохранительным органам Нидерландов с требованием расследовать преступление 10-летней давности и найти истинных преступников. Координатор «Антикоррупционного движения» Маркиян Лубкивский также возмущен информационной атакой, которую связывает с антикоррупционной деятельностью бывшего шефа СБУ. «Это грубая и циничная ложь. Не хотелось бы, чтобы голландские специалисты, которые искренне переживают за судьбу картин, оказались втянуты в грязные политические игры», — заявил г-н Лубкивский.
В «Свободе» же причастность их лидера к похищению голландских картин пока не прокомментировали.