Уже в восемнадцатый раз фонд выпускает этот самый известный в России fashion-календарь, который стал знаковым для мира моды и искусства. В этом году выпуск посвящен одному из самых известных художественных течений — русскому авангарду, отметившему недавно 100-летний юбилей. Презентация проекта прошла в понедельник в Галерее искусств Зураба Церетели.
По традиции гостей встречали президент фонда «Русский Силуэт» Татьяна Михалкова и его учредитель, президент Трансконтинентальной МедиаКомпании Александр Митрошенков.
Но не только о календаре и прекрасных воплощениях двенадцати месяцев в самых очаровательных девушках и их дизайнерских образах шла речь на этом высокосветском мероприятии. Обсуждались вопросы и более масштабного плана: как Россия начать обеспечивать себя и дизайнерскими решениями, и тканями на уровне массового производства, как стереть все границы и ликвидировать санкции хотя бы в одной, отдельно взятой области: моды и дизайна. Об этом и многом другом мы поговорили с участниками проекта.
Как всегда, с огромной любовью к работе и к нашей стране говорила про создание календаря в непростой сегодняшней обстановке Татьяна Михалкова:
— Мне кажется, мы подвели какие-то итоги этим календарем. У нас в нынешнем году прошел двенадцатый конкурс, охвативший 3 тысячи дизайнеров, 200 учебных заведений, 9 часовых поясов, 150 городов России. Наш конкурс объединяет, мы живем в очень непростое время, когда появляются границы, санкции, но нам хочется сказать: «Мода не имеет границ!» В нашей работе участвуют все вне зависимости от вероисповедания и национальности, приезжают дизайнеры из Турция, Польша, Прибалтики, Китай, Армения, Грузия, мода объединяет. И это такой наш посыл миру: «Нет — войне, нет — санкциям!» Но очень важна и реализация нашей работы на уровне производства, которое запаздывает за нашими идеями, нашим образованием, которое, кстати, прекрасное — наши учреждения выпускают не просто ремесленников, а больших художников. И в нашем календаре мы представили русский авангард, которым мы очень гордимся. Я была на выставке в Монако, где отмечалось 100-летие русского авангарда и где ради такого случая достали из запасников потрясающие картины и Шагала, и Малевича, и Рериха, и Кончаловского. И, конечно, хочется сказать: у нас есть и музыка, и живопись, и дизайнеры, и потрясающий человеческий генофонд. В этом календаре мы соединили разные виды искусства, у нас снимались прекрасные актрисы, проект осуществляли ведущие дизайнеры: Валентин Юдашкин, Александр Терехов, Игорь Чапурин и Алена Ахмадуллина. Очень многие же выросли из «Русского Силуэта». Почти 20 лет нашему фонду и сто лет авангарду, поэтому особенно хотелось напомнить о том, чем обладает такая потрясающая страна, как Россия.
— «Январь» воплощает в себе Надежда Михалкова, расскажите, как шла работа над этим образом? Прекрасное простое белое платье, вы принимали участие в его выборе?
— Нет, это дизайнерская работа Валентина Юдашкина. Простое белое платье на фоне картины Кончаловского, ветки деревьев — это Абрамцево. Здесь даже нет модели, она же просто живет! Здесь не надо применять модельные позы, думать про губы, руки, ноги. Она будто бы растворяется в этом. Мне, нам всем очень нравится и сам образ, и его воплощение. Конечно, я думаю, мы сохраним этот календарь в семье, будем внукам показывать. Вообще, что такое календарь? Его выпускают в целом мире, и каждый гордится своим, у всех есть свои фишки. И я даже знаю, что Ватикан выпускает календарь священников, не знаю, по каким параметрам их отбирают, но я четко знаю, что мы любим Россию, любим русское искусство, русскую моду и советуем всем одеваться от наших, российских дизайнеров.
Появившийся позднее на мероприятии Никита Михалков разделил мнение супруги.
О проблеме и необходимости приближения дизайнерской деятельности к реальной жизни говорила и одна из дизайнеров, принявшая участие в создании календаря, Виктория Андреянова:
— Решение вопроса обеспечения России своими тканями займет лет десять, причем в том случае, если эта отрасль будет выбрана как приоритетная, если туда пойдут субсидии. Но это не будет как в бездонную бочку. У нас уже были программы по льну, но мы, практикующие дизайнеры, только слышали о том, что выделялись бюджеты, но по факту ничего не состоялось. Вот если этого не будет, а все организуют по-другому, тогда мы что-нибудь сможем сделать.
Сама Виктория оказалось создателем образа «октября», воплотив в нем свой бунтарский дух. «Украина последние новости, санкции, все так тяжело мной переживалось, что надо было выплеснуть куда-то эту энергию, но в моем образе, в сочетании черного и цикламена, кроме напряжения есть еще и тема пацифизма».
А о своей работе над образом «мая» рассказала самая юная фотомодель календаря, шестнадцатилетняя телеведущая Ксения Гусева:
— Я участвую в создании календаря первый год, получается, что я самая молодая участница. Нет, я не чувствую себя по этому поводу смущенной, мне очень понравилась работа: очень удачная фотография, которая, впрочем, тяжело мне далась.
— В чем была проблема?
— Я очень худая, и платье немного спадало, но потом ситуация нормализовалась — и все в итоге получилось. Фотография удалась, мне она очень нравится, и сама работа над ней тоже — это был очень хороший жизненный опыт.
— Ты повесишь календарь дома, подаришь друзьям, быть может, даже внесешь изменения в стиль своей одежды?
— Конечно, и повешу, и друзьям раздарю. Мое восприятие собственного образа тоже расширилось. Например, я всегда ношу распущенные волосы, но мне понравилось, когда меня сфотографировали с заколотыми кудряшками. И в жизни я ношу более темные тона, но оказалось, что и светлое мне тоже очень идет — и я, наверное, поменяю свой гардероб на более светлые платья.
— Почему ты представляешь май?
— Мне очень близка весна, у меня в апреле день рождения, это недалеко от мая. Я вообще очень люблю это время года.
— Удивительно красиво расположены на этом светлом платье яркие цветы, очень подчеркивает образ такой рисунок — ты, может, используешь его в какой-то ответственный момент своей жизни?
— Да, платье удивительно красивое, очень может быть, что я пойду именно в таком на школьный выпускной бал, который мне предстоит в этом году.
Между тем презентация календаря шла своим чередом. После показа удивительной по красоте и изяществу, яркости и смелости решений коллекции VIVA VOX в торжественном вечере приняла участие, выйдя на сцену с поздравлениями, самая светская пара уходящего года: Галина Юдашкина, ожидающая ребенка, и ее супруг Петр Максаков.
— Мы очень рады принять участие в календаре, мы желаем вам успеха и продвижения! — сказала Галина Юдашкина-Максакова, любезно попозировав вместе с супругом фотографам и приняв от Татьяны Михалковой и Александра Митрошенкова пожелания дальнейшего благополучного протекания беременности и рождения ребенка.
Еще одним дорогим гостем на вечере оказался популярный исполнитель и композитор Дмитрий Маликов, с которым корреспондент «МК» также поговорила о моде и дизайне:
— Я очень рад, что в последние 5–10 лет наши дизайнеры ни в коем случае не уступают западным — и с ними можно вступить в тесный творческий контакт. Я особо этим не пользуюсь, так как я очень консервативен в одежде, но для девушек это колоссальный выход, и я знаю, что многие делают себе специальные платья — и вечерние, и других стилей, все это очень круто.
— Отличаются ли, на ваш взгляд, российские женщины в выборе одежды от европейских?
— Все очень по-разному, но я хочу заметить, что российские женщины гораздо более сексуальны...
Точку в вопросе, как рождался календарь, — кстати, его фотографом выступил мастер рекламной фотографии Алексей Горбунков — поставил Александр Митрошенков:
— Сегодня произошла связь времен и поколений. Фоном нашего календаря выбраны картины художников-авангардистов, которые стали культовыми. Это Петр Кончаловский, Марк Шагал, Малевич. Они взорвали все. Сегодня мы отмечаем столетие авангарда. И мы уверены, что наши российские дизайнеры станут таким же прорывом, как художники-авангардисты. Мы собрали лучших — Валентина Юдашкина, Алену Ахмадуллину, Александра Терехова. И собрали молодых актрис. Многие люди думают, что мода — это обычная индустрия, отчасти это правда, она движет экономику. Но это еще и часть культуры. Сейчас все больше людей хотят носить что-то оригинальное и красивое.
— Как возникла идея календаря?
— Когда-то я увидел календарь Pirelli, и нам с Татьяной Евгеньевной захотелось создать календарь подобного уровня. И если в календаре Pirelli принимали участие самые знаменитые модели мира, то мы решили пригласить молодых актрис, которые «входили» в большое российское кино. Календарь мог стать для них дополнительным трамплином: как для актрис, так и для дизайнеров. За эти годы в календаре снялись: Елизавета Боярская, Екатерина Вилкова, Агния Дитковските, Екатерина Стриженова, фигуристка Татьяна Навка и многие-многие другие. Календарь принес им удачу.