Примеров — множество. «Мне, жене, нашей знакомой, которые проверили свои данные, что-нибудь да приписали. Мне «1-й этап диспансеризации» в июне, например», — сообщает пользователь Михаил У. «Прием врача-терапевта участкового лечебно-диагностический, первичный, амб. — 128,43 руб.», «прием врача-стоматолога повторный — 99,65 руб.», — удивляется Elena O.
«А я, оказывается, привит от гриппа», — возмущен Федор О. «О! А я аж 4 раза успел услуги получить. Вот уроды», — отмечает Вячеслав Б. Светлана Н. обнаружила, что прошла диспансеризацию 1-го уровня за 2245 руб., а Дмитрий Я. сообщил, что его знакомой с удаленной почкой за год сделал пару УЗИ якобы этой самой почки!
Но удивляться тут, по большому счету, нечему. В нынешних условиях приписки стали способом выживания врачей. Сегодня все столичные медики работают в единой информационной автоматизированной системе ЕМИАС. И если раньше, положим, норматив приема пациента был понятием условным, то теперь время посещения каждого клиента высчитывает компьютер. А на каждого пациента терапевту дается 12 минут — и ни секундой более.
«Перерывов на посещение туалета система не предусматривает вообще, на обеденный перерыв дает строго 30 минут. Если пациенты задерживаются дольше положенного, врачу остается жертвовать обедом (многие едят прямо в кабинете). Или выкручиваться из ситуации как-то по-другому. Конечно, приписки в данной ситуации помогают», — честно признался «МК» один врач столичной поликлиники. Кроме того, врачи жалуются на план по диспансеризации и прививкам, который они должны выполнять кровь из носу, тогда как реально в городские поликлиники ходит дай бог треть прикрепленных.
При этом врачи недовольны поведением многих пациентов и честно заявляют в соцсетях о том, что работа в городской поликлинике сегодня унизительна.
«Молодежь, вовремя раскусив эту кабалу, уходит, — рассказывает врач столичной поликлиники Елена К. — В кабинеты врачей врываются деды в шапках, толпы стариков требуют льгот и инвалидности, а молодые толстенные девки требуют исключить некий «гормональный сбой».
Если я занимаюсь тяжелым больным более получаса, негодующие из очереди готовы меня разорвать. А попробуйте отказать в анализах или УЗИ 78-летнему ветерану, а потом отписываться на его жалобы президенту? Что касается приписок, то иногда об этих услугах не знает и сам врач, якобы их оказывавший».
«Врачи здесь ни при чем, они не вводят данные в статистику, — защищает коллег Владимир Д. — Но они молчат и боятся, хотя бы потому, что в прошлом году в Москве уволены 14 тысяч врачей».
Новости о том, что на самом деле диспансеризацию прошел вовсе не такой большой процент населения, как говорится в официальных отчетах, а от гриппа привито совсем не 90%, как рапортуют чиновники от медицины, дошли и до столичного Департамента здравоохранения. Его пресс-служба пообещала, что все случаи несоответствия записей в личных кабинетах граждан реально оказанным им медицинским услугам будут тщательно расследованы.
«Эта проблема существует не первый год — еще в 1998 году в отчетах ФОМС официально говорилось о 30% приписок в медицинской документации, а по экспертным оценкам их количество доходило аж до 70%, — комментирует глава Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. — Но когда мы начали об этом говорить, тему старались всячески замять.
Теперь же Москва перешла на подушевое финансирование здравоохранения (то есть деньги Фонда ОМС выделяются на каждого прикрепленного к поликлинике независимо от того, ходит он в нее или нет). Смотрите: в 2013 году, по данным Московского городского отделения Фонда обязательного медицинского страхования (МГО ФОМС), в Москве было оказано 700 млн медицинских услуг; после перехода на «подушевик» их количество сократилось до 400 млн. То есть 300 миллионов оказанных медуслуг были приписками.
Однако и сейчас приписки продолжаются! Недавно к нам обратилась дама, которая 5 лет жила за границей — приехав, она обнаружила, что ее медкарта вся «разрисована», она посещала поликлинику каждый месяц.
Почему остались приписки? Это — яркое свидетельство огрехов в системе. Больше всего приписок наблюдается сегодня в области диспансеризации и вакцинации. Кроме того, липовые услуги часто оказывают там, где пациент не прикреплен: ведь если вы обратитесь в другую поликлинику, за оказанную вам помощь ей заплатят отдельно.
Поэтому порой главврачи соседних клиник просто обмениваются картами прикрепленного контингента, чтобы получить и «подушевик», и оплату за пациентов со стороны. Решить эту проблему просто. Нельзя платить ни за услуги, ни за души. Единственное решение — платить врачу за повременной труд, например с 8.00 до 15.00, и премировать за удовлетворенность пациентов. Тогда приписок не будет».
Ну а пока гражданам остается лишь проверить свои «посещения» поликлиник и, если обнаружится, что им якобы оказали услуги, которых они по факту не получали, сразу же сообщить об этом в ФОМС (в личном кабинете застрахованного на сайте mgfoms.ru в разделе «Оказанные медицинские услуги» есть возможность подтвердить или опровергнуть факт оказания услуги).
Официально МГО ФОМС сообщил «МК» через пресс-службу, что выражает благодарность всем за активную гражданскую позицию: «По всем сообщениям организованы проверки — медико-экономические экспертизы. Их проведут страховые компании (СМО), работающие в системе ОМС Москвы, представители МГФОМС и Департамента здравоохранения Москвы.
Медико-экономическая экспертиза включает в себя выход в медицинскую организацию и проверку записей в медицинской карте пациента. Если записи об оказанных услугах есть в медицинской документации, об этом будет сообщено заявителю.
Если записей нет, медицинская организация будет оштрафована, а деньги возвращены в систему ОМС Москвы. О результатах проверок каждый застрахованный будет проинформирован индивидуально. В условиях непростой экономической ситуации системе московского здравоохранения важно, чтобы каждый рубль был использован максимально эффективно».