Президент сказал, что практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с «мелкими, незначительными преступлениями».
«Мелкие, незначительные преступления» — это, видимо, те, что Уголовный кодекс РФ определяет как «преступления небольшой тяжести», максимальное наказание за которые не превышает 3 лет лишения свободы.
О каких же «предложениях Верховного суда» идет речь?
Законопроект, который предлагает декриминализировать большое число статей УК и спасти тем самым от тюрьмы сотни тысяч россиян, был одобрен Пленумом ВС еще в конце июля 2015 года. До Госдумы он еще не добрался, хотя Верховный суд по Конституции имеет право вносить законопроекты в парламент от своего имени.
В аппарате Верховного суда так объяснили «МК» ситуацию: «По закону и регламенту внести законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс на рассмотрение парламента можно лишь после получения официального отзыва Правительство РФ. Но документ застрял в правительственной Комиссии по законотворческой деятельности. Оказалось, у него много оппонентов. По отдельным позициям были не согласны МВД, Минюст. Но не только они. Директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков выступил против того, чтобы злостное уклонение от уплаты налогов перенести из сферы уголовного в административное законодательство. В итоге комиссия по законопроектной деятельности села за рассмотрение этого документа только на днях. Мы очень надеемся, что она одобрит законопроект и он наконец попадет в Госдуму, а слова президента будут способствовать его скорейшему принятию».
Стоит заметить, что в конце сентября Госдума приняла в первом чтении внесенный группой единороссов во главе с Ириной Яровой законопроект, частично пересекающийся с предложениями судей. Суть его в том, чтобы перевести в разряд административных правонарушений мелкие хищения на сумму до 5 тысяч рублей (сейчас порог между правонарушением и преступлением — одна тысяча рублей). А вот за повторное мелкое хищение в течение года депутаты предлагают возбуждать уголовное дело — это как раз то, о чем говорил Владимир Путин: «Повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние».
Между прочим, о том же самом говорилось в Послании Федеральному собранию президента Дмитрий Медведев в 2009 году: «В уголовном законе следует шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения». Но за прошедшие почти шесть лет в нашем УК появились лишь три статьи, базирующиеся на этом принципе: одна карает за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним, если ранее продавец в течение 180 дней наказывался за то же самое в административном порядке, другая — за пьяную езду в том случае, если гражданин уже находится под административным наказанием за то же самое, и третья — за неоднократное нарушение правил проведения и организации массовых уличных мероприятий тех, кто более двух раз в течение 180 дней привлекался к административной ответственности за то же самое…
В разговоре с «МК» глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР») обратил внимание на то, что уменьшить число осужденных к лишению свободы можно несколькими способами. Один из них — та самая административная преюдиция, «когда количество, выражаясь словами классика, переходит в качество». Другой — замена наказания в виде лишения свободы на штрафы и другие наказания, не связанные с лишением свободы: «Вполне достаточным наказанием за некоторые экономические преступления были бы кратные размеру причиненного ущерба штрафы с обязательным возмещением ущерба», — считает г-н Крашенинников. И, наконец, та самая декриминализация… Если идти этим путем, то потребуется, по словам депутата, «просеять через сито» все статьи УК, оценив возможные социальные последствия с точки зрения криминогенной обстановки.
«В любом случае надо дождаться сформулированных поручений президента по итогам Послания и посмотреть, что именно будет там написано по этому поводу», — предлагает глава комитета.