Как ребенку ориентироваться в мире новых медиа и как правильно включить Интернет в образовательный процесс? На эти вопросы искали ответы эксперты журфака МГУ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Интересно, что российский сектор Интернета появлялся во многом именно как образовательная среда — не секрет, что первым сайтом стала именно интернет-библиотека знаменитого Максима Мошкова «Либ.Ру». Однако в дальнейшем «все пошло не так».
— На заре Интернета на Сеть возлагались большие надежды, но в итоге Интернет стал всеобъемлющей средой — коммерческой, политической, криминальной и т.п. И разговоры о положительном потенциале Интернета, в первую очередь для образования, стихли, — сетует декан факультета журналистики МГУ профессор Елена Вартанова. — Сегодня учителя дают детям задания, основанные именно на интернет-поиске информации, работе с ней, систематизации. Как сделать, чтобы школьник получал в столь сложном медийном пространстве не опасную, а нужную, полезную и достоверную информацию?
— Я помню, как в 1999 году во ВНИИ телевидения и радиовещания говорилось о важности «информационной гигиены» и «информационной экологии»… 16 лет назад это было странно и дико, а сегодня стало актуальным как никогда! — добавляет Александр Воропаев из Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Вопросы добра и зла, умения отличать зерна от плевел и не поддаваться чужому влиянию — эти проблемы Интернета лежат целиком на родителях, которым нужно воспитывать в ребенке здравый смысл, контролировать его интересы, следить за тем, чтобы он не получал с помощью своего смартфона ту грязь, которую, скажем, блокирует «родительский фильтр» на домашнем компьютере.
Но есть и другая проблема — «Интернет по заданию школьного учителя». Каким он должен быть? Детям в школе вовсю даются задания, основанные на самостоятельном поиске в Сети, но не даются рекомендации, ГДЕ и КАК искать! В результате подростки, привыкшие к тому, что написанное в учебнике — априори правда, не могут отличить «дезу» от истины. Пример — популярные в соцсетях «познавательные посты». Вот, скажем, распространенная история о «мистической цифре 129 в судьбе Гитлера и Наполеона»: дескать, 129 лет составляет разница в датах рождения двух тиранов, датах прихода к власти, датах штурма Вены и проигрыша войны. Школьник видит это и думает: отличная тема для доклада по истории! На деле все это — «медиатуфта», цифры взяты с потолка, неверны дата рождения Бонапарта, год захвата Вены, год поражения и т.п. Проблема в том, что учителя предлагают детям искать информацию, не имея единого списка рекомендуемых ресурсов, где заведомо нет фальсификаций, и при этом не учат их проверять информацию в разных источниках.
— Мы провели исследование интернет-ресурсов, которые учителя могли бы с уверенностью рекомендовать детям, — говорит Диана Кульчицкая, доцент кафедры новых медиа журфака МГУ. — Образовательные ресурсы в Сети можно поделить на 4 группы:
— информационно-образовательные порталы — политематические и монотематические;
— онлайн-библиотеки, энциклопедии и словари;
— образовательные онлайн-игры;
— онлайн-музеи и галереи.
Многое можно использовать в образовательном процессе, интегрировать в него. К примеру, проект «Осязаемая наука» — разноплановый портал, «Грамота.Ру» — узкий, по русскому языку, «шЛиб.Ру» — все книги школьной программы, игра «Математика-online» или, скажем, поисковый портал «Нигма.Ру», созданный МГУ и Стэнфордским университетом, где можно прямо в поиск ввести уравнение и получить решение! Вот только единого каталога качественных образовательных ресурсов нет, и поэтому трудно отличить их от сайтов с непроверенной информацией. А те ресурсы, что достаточно надежны, зачастую архаично и скучно выглядят визуально, не адаптированы к тому, как современный школьник воспринимает интернет-страницу. К примеру, дизайн сайта ФИПИ ужасен, но дети вынуждены им пользоваться — там выкладываются актуальные демо-версии ЕГЭ, там все последние новости по экзаменам и т.д.
— Изучая вопрос патриотизма в качестве самостоятельного задания, дети после поисков в Интернете пришли к выводу, что национализм — это разновидность патриотизма! Такой пример нам поведал один из учителей, с которыми мы общались, проводя исследование возможностей Интернета в школьном обучении. Вот так может выглядеть самостоятельный поиск с использованием сомнительных источников! — говорит Анастасия Образцова, доцент кафедры новых медиа журфака МГУ. — В ходе этого исследования выявилось и множество других настораживающих вещей. К примеру, опрос родителей школьников в городах страны показал: многие из них уверены, что ограничение времени пребывания в Интернете равносильно ограничению опасного контента. Что совершенно ошибочно: ребенок найдет все, что он хочет, только быстрее! Часто родители считают, что если ребенок в Интернете ищет ответы на задание или читает краткое содержание заданной книги — это «использование Интернета для учебы», что это хорошо. Удивительно, но взрослые до сих пор считают, что соцсети — это только общение, не представляя, что там размещаются видео, аудио, фото и т.п.
Чтобы Интернет стал действительно помощником в школе, Минобрнауки явно стоит привлечь экспертов из педагогической среды во всех дисциплинах, дабы составить список ресурсов, которые можно гарантированно использовать для учебы, не опасаясь «фейков» и иных опасностей. А учителям, прежде чем давать задания, включающие самостоятельный поиск информации во Всемирной Сети, нужно учить детей ее проверять и оценивать достоверность источников.