Всем этим сегодня в России занимается Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «Антистихия».
Чего ждать от природы, как предвидеть катастрофы и какая от этого выгода государству, рассказали на площадке «МК» работники центра.
Природа ставит рекорды
Интенсивность воздействия природных факторов на безопасность жизнедеятельности человечества возрастает с каждым годом. Это обусловлено глобальным процессом изменения климата на планете.
— В последние десятилетия наблюдается значительный рост экстремальных, в том числе опасных, гидрометеорологических явлений, являющихся источниками природных и природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, — отметил врид начальника центра «Антистихия» Константин Моськин. — С 1993 по 2014 год их число возросло более чем в три раза. При этом параметры опасных природных процессов все чаще устанавливают исторические максимумы. То есть явление такой силы и масштаба раньше не регистрировалось. Примером являются наводнения на юге Россия в 2002 году, в Крымске — в 2012-м, на Дальнем Востоке — летом 2013 года, аномальные пожары — в 2010 году на европейской территории России и в 2015 году в Бурятии и Забайкалье.
Россия — теплая страна
На фоне дальнейшего потепления климата прогнозируется рост количества опасных гидрометеорологических явлений. Причем для нашей страны этот процесс имеет большее значение, нежели для сопредельных государств. Ведь за последние 100 лет на территории России наблюдается более высокая, чем в целом по Земле, средняя температура воздуха.
— Экспертным сообществом климатологов прогнозируется дальнейший рост среднегодовых температур на территории России, который будет наиболее существенен в Арктической зоне, — отметил Константин Моськин. — Возрастание среднегодовых температур повлечет за собой изменение ряда гидрометеорологических параметров. Прогнозируются возрастание количества осадков на всей территории страны, изменения параметров речного стока.
В частности, по словам руководителя «Антистихии», в Дальневосточном федеральном округе примерно вдвое увеличится повторение максимальных уровней наводнений в результате муссонных осадков. В бассейне реки Лены и ряда других сибирских рек возрастет количество заторных наводнений.
Земля уходит из-под ног
Еще одна угроза, связанная с потеплением климата, — таяние вечной мерзлоты, которая занимает более 60% территории России.
— В результате могут возникнуть реальные угрозы масштабного нарушения условий жизнеобеспечения, а населенные пункты способны стать островами, — отметил Константин Моськин.
В зону высокого риска попадают Чукотка, бассейны верхнего течения Индигирки и Колымы, юго-восточная часть Якутии, значительная часть Западно-Сибирской равнины, побережье Карского моря, Новая Земля, а также часть островной мерзлоты на севере Европейской России.
Обратная сторона прогресса
В последние десятилетия наблюдается рост количества техногенных аварий и катастроф практически во всех областях техносферы. Ежегодно в мире происходит более 500 млн техногенных происшествий, при которых гибнут и становятся инвалидами миллионы людей. Главная причина столь плачевного положения дел в том, что разработка технологий защиты от нарастающих природно-техногенных угроз отстает от развития новых процессов и устройств.
— Прогнозирование аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера стало более сложной задачей по сравнению с прогнозированием чрезвычайных ситуаций природного характера, — считает глава центра. — Сложность такого прогнозирования обусловлена многофакторностью технологических процессов, широким разнообразием причинно-следственных связей внутри систем.
Есть три основные причины возникновения аварий на объектах техносферы. Во-первых, ошибки персонала, связанные с его низкой квалификацией, нарушением производственной и технологической дисциплины. Во-вторых, роковую роль играют ошибки при проектировании и эксплуатации опасных производств, связанные с недостаточными знаниями в соответствующей области науки и техники. И наконец, к печальным последствиям приводит недоучет потенциальных угроз природного характера и угроз, связанных с автоматизацией и компьютеризацией потенциально опасных производств и технологий.
А уж если действия вышеперечисленных факторов накладываются друг на друга, возникают ЧС, выделяющиеся своим масштабом.
— Достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, железнодорожную катастрофу под Уфа в 1989 году, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, обрушение крыши в аквапарке «Трансвааль-парк», — напомнил события недавнего прошлого Константин Моськин. — Примером очевидного недоучета природных источников угроз для объектов техносферы служит авария на АЭС «Фукусима».
В нашей стране имеется более 20 тысяч потенциально опасных объектов. И необходимо учитывать, что износ оборудования на них и на других объектах промышленности, энергетики, транспорта составляет 70% и более.
Еще одна высокотехнологичная угроза текущего момента — быстрое развитие вредоносных компьютерных программ, способных гарантированно вызвать аварийный сбой в работе любых систем. Они могут спровоцировать катастрофы, сравнимые по масштабам с чернобыльской трагедией. И такие прецеденты уже были. Достаточно вспомнить атаку хакеров на Бушерский ядерный реактор в Иран с использованием вируса Win32/Stuxnet.
Как предвидеть катастрофу
В настоящее время система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, созданная в нашей стране, состоит из восьми региональных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, 64 территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС при центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, 54 территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС при администрациях субъектов РФ. В составе системы на всех уровнях — федеральном, межрегиональном и региональном — 126 подразделений, в которых работают порядка тысячи человек.
Головная организация — центр «Антистихия» МЧС России. Он осуществляет методическое руководство и координацию деятельности.
— За время существования системы создан отлаженный механизм, который позволяет вести прогнозирование ЧС по всему спектру заблаговременности с достаточно высокой оправдываемостью, — отметил Константин Моськин. — В частности, по краткосрочным прогнозам она составляет 85–90%.
Предсказания приносят плоды
Хорошо работающая система прогнозирования опасностей позволила даже в условиях возрастающего влияния всевозможных факторов риска снизить количество ЧС. Так, в 2014 году количество природно-техногенных ЧС уменьшилось более чем в 2,5 раза, техногенных — более чем в два раза по сравнению со среднемноголетним значением, рассчитанным за последние 20 лет.
Техника на службе безопасности
Большое внимание уделяется созданию программно-аппаратного обеспечения, позволяющего существенно повысить оперативность и оправдываемость прогнозов.
— На сегодняшний день в центре «Антистихия» функционирует более 30 современных программно-аппаратных комплексов, позволяющих в автоматизированном режиме решать информационные, прогностические и аналитические задачи, — отметил руководитель центра. — Это, прежде всего, автоматизированная система краткосрочного оперативного прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций.
Для повышения оперативности в области контроля и реагирования на химические угрозы разработана и эффективно функционирует Автоматизированная система информационного обеспечения данными по параметрам аварийно-химически опасных веществ.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» центром разработан электронный атлас зон, подверженных воздействию быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций.
В интересах качественного прогнозирования рисков возникновения ЧС в работе информационных систем центра «Антистихия» активно используются и ресурсы Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Как усовершенствовать работу
Резервы для развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как одной из составляющих системы комплексной безопасности, защиты населения и территорий Российской Федерации лежат в нескольких областях. Во-первых, это совершенствование нормативно-правовой базы и разработка новых методологических подходов. Во-вторых, совершенствование программно-аппаратной базы и инструментальной сети мониторинга ЧС. В-третьих, необходимо развивать уже существующие и создавать новые территориальные подразделения мониторинга и прогнозирования ЧС, повышать квалификацию специалистов и совершенствовать подготовку кадров.
Помимо этого необходимо наладить эффективный обмен информацией между системой мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и органами исполнительной власти всех уровней. В настоящее время его порядок определяется рядом нормативно-правовых актов, а также соглашениями между МЧС России и федеральными органами исполнительной власти.
Установка на прогнозирование
— Действующая нормативно-правовая база в значительной степени ориентирована на обеспечение реагирования на возникшие ЧС и их ликвидацию, — рассказал Константин Моськин.
Для организации информационного обмена в области мониторинга и прогноза развития сейсмической опасности на территории России разработан и подписан регламент взаимодействия между центром «Антистихия», Институтом физики Земли и Геофизической службой Российской академии наук.
Это дополнение расширяет области представления аналитической информации, включая информацию о гелиофизических явлениях, экстремально высоком загрязнении окружающей среды, подводных землетрясениях и цунами, глобальных и региональных изменениях климата, влиянии погодных и климатических факторов на формирование урожайности посевов сельскохозяйственных культур.
В условиях развития арктических регионов выявляется потребность дальнейшего расширения сети мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Сегодня существенная удаленность центров мониторинга и прогнозирования ЧС от арктических регионов явно бросается в глаза.
— В связи с этим представляется целесообразным создание дополнительных территориальных подразделений мониторинга и прогнозирования в Нарьян-Маре, Воркуте, Дудинке, Тикси с дислокацией в соответствующих комплексных аварийно-спасательных центрах, — сказал Константин Моськин.