«Операция завершилась успешно. Штурман доставлен на нашу базу. Жив, здоров», — сообщил глава оборонного ведомства на заседании коллегии Минобороны.
Судьба другого пилота Су-24 известна: он погиб, когда летел с парашютом. Президент России Владимир Путин заявил, что летчик будет награжден Звездой Героя Россия посмертно.
На месте поисково-спасательной операции в районе крушения самолета погиб российский пехотинец.
На сайте Кремля появился указ: подполковнику Олегу Анатольевичу Пешкову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, матрос Александр Михайлович Позынич посмертно награжден орденом Мужества (читайте материал «Погибший в Сирии морпех Позынич мечтал переехать в Крым»). Орден Мужества получил капитан Константин Валерьевич Мурахтин...
По словам представителя туркменских повстанцев, которые удерживают этот район, Джахеда Ахмада, российские пилоты пытались приземлиться в место, которое находится под контролем армии официального Дамаска, однако попали под обстрел туркменской «10-й бригады Побережья». Представитель Госдепа США Марк Тонер объяснил убийство тем, что туркмены могли защищаться, особенно на фоне сообщений о том, что Россия наносит авиаудары по их позициям (на это жаловалась Турция). «Если туркмены на самом деле находились под российскими ударами, они имеют полное право защищать себя. Но, как я уже сказал, мы не знаем точно, что произошло», — заявил дипломат. При этом в праве на защиту бойцам Армия Асада он отказал.
Необходимо заметить, что российский самолет был сбит на территории, которая считается исторически туркменской. Окрестности деревни Захия, где упал Су-24, так и называются — Туркменская гора. В этой области действует широкий круг группировок, враждебных сирийским властям. Как отмечает Wall Street Journal, после начала сирийского конфликта сюда бежали многие сунниты, которые в конце концов стали частью повстанческой Свободной сирийской армии. Близость к Турции, а также к важной для официального Дамаска Латакии сделала этот район также излюбленным местом для многочисленных джихадистских групп, в том числе для «Фронта ан-Нусра», которые, как неоднократно говорилось, считают Россию своим врагом...
Как происходит приземление пилотов в случаях катапультирования в боевых условиях и что они по инструкции должны делать дальше? «После катапультирования включается аварийный радиомаяк, который находится в НАЗ — неприкосновенном авиационном запасе, — пояснил «МК» один из военных летчиков Липецкого авиацентра. — Аварийный радиомаяк — это радиостанция Р-855, которая после катапультирования переходит в режим радиомаяка.
По идее, поисково-спасательные службы должны вылетать на сигнал этого радиомаяка. По инструкции летчик не должен оставаться на месте приземления, Он должен убежать как можно скорее с места приземления, забрав боекомплект, понадежней спрятаться, занять оборону с оружием и ждать. При этом радиостанцию должен взять с собой. Но реально происходит все иначе.
Так как радиомаяк работает в открытом диапазоне, его легко запеленговать, соответственно, пилота могут найти как поисково-спасательные службы, так и боевики, поэтому летчики, как правило, этот маяк отключают. Уже в надежном убежище летчики в основном пользуются собственными сотовыми телефонами — скидывают эсэмэски своим, где договариваются о кодовых сигналах, по которым потом можно узнать, что тебя нашили именно свои, а не чужие. Потому что сейчас в Сирия много боевиков, которые прекрасно знают русский язык.
Они могут, обнаружив местонахождение летчика, крикнуть ему: выходи, мы свои! На все подобные крики нам рекомендовали не реагировать, а отзываться только на те кодовые слова, о которых договорились заранее».
Президент США Барак Обама заявил, что «Турция имеет право на защиту своей территории и воздушного пространства». На пресс-конференции со своим французским коллегой Франсуа Олландом американский лидер также отметил, что инцидент подчеркнул текущие проблемы с российской военной операцией в Сирии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал примерно такую же оценку инциденту рядом с турецкой границей. «Как мы уже неоднократно давали понять, мы солидарны с Турцией и поддерживаем территориальную целостность нашего союзника по НАТО», — пояснил глава альянса. Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что случай с Су-24 «усугубил ситуацию в Сирии». Политик заявила: «Разумеется, каждая страна имеет право защищать свою территорию, но, с другой стороны, мы знаем, какая напряженная ситуация сложилась в Сирии и в других местах».
ЦИТАТА В ТЕМУ
«Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельный курс. А так ничего не было. Мы даже визуально ракету не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр».
Константин МУРАХТИН — о том, что турецкая сторона якобы предупреждала наших летчиков об атаке.