Самолет А321 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился в субботу, 31 октября, на полуострове Синай. Погибли все 224 человека, находившиеся на борту, в том числе семь членов экипажа.
Александр Войтенко потерял сестру Ирину и племянницу Алису. Позже, девочку опознали. Похоронили Алису во Пскове. Ее маму так и не нашли.
На процедуру опознания погибших люди редко приходили по одному, чаще просили знакомых поддержать их. Но горе отдельной семьи всегда останется чужим для посторонних. И в какой-то момент те, кто не дождался из Египет своих родных, остались один на один со своей бедой. Тогда Александр Войтенко решил объединить пострадавших. Теперь они — одна семья. С общей болью.
- Сейчас заканчивается последняя стадия опознания погибших. Результаты экспертизы ДНК еще не оглашали (результаты экспертизы обещали выдать родным до 25 ноября - «МК»). Многие родственники погибших, те, у которых еще остались силы, до сих пор ходят в крематорий, как на работу. Смотрят фотографии, по которым пытаются опознать своих близких и потихонечку сходят с ума от увиденного ужаса, - говорит Войтенко. - Я в какой-то момент решил для себя, что не стану опознавать сестру ни по фотографиям, ни визуально. Это ничего не даст. Я просто дождусь экспертизы ДНК и похороню ее.
- Как будет происходить выдача останков?
- Централизованно - в Санкт-Петербург. Всех родственников будут опять приглашать в крематорий. К назначенному времени будут вызывать по 6-10 семей, выдавать свидетельство о смерти, останки и результаты экспертизы. Нам обещали, что эта завершающая стадия пройдет максимально быстро, без проволочек.
- Те люди, которые живут в других городах — они как получат свидетельство?
- Им снова придется приехать в Питер. Там ведь есть люди с Украины, из Белоруссии. Дорогу им оплатит государство. Проживание, скорее всего, им не понадобится. Документы и останки выдадут, и в тот же день всех отправят обратно.
- Дело о крушении А321 будут расследовать, как теракт. Значит, вы можете предъявить иски о возмещении морального и материального вреда к террористам, их пособникам, египетскому аэропорту Шарм-эль-Шейх и к его службе безопасности?
- Давайте подождем немного. Первостепенная задача для нас сейчас - похоронить родных. И все остальные вопросы мы будем решать позже. Но если заглянуть вперед, могу сказать, что родственники погибших намерены судиться с египетской стороной.
У нас уже есть юристы, которые готовые предоставить свою помощь по этим вопросам. Мы ведь не понимаем, куда идти, что делать, как действовать в таких ситуациях. Надеюсь, нам помогут грамотные специалисты. И еще. Если даже египетские власти принесут нас свои извинения, попросят пойти на мировую, мы не согласимся. Судиться будем до победного.
- Страховые компании уже выплатили кому-то компенсации? Люди получили 2 миллиона рублей?
- Лично я о таких людях не слышал.
- Но ведь ваша семья тоже должны была получить эти деньги. Ведь племянницу вы уже похоронили? Свидетельство о смерти у вас на руках.
- Моя погибшая сестра Ирина была в разводе. Но тем не менее, у ее дочери есть отец. Вот он занимается этими вопросами. Он будет получать все выплаты. Я не вмешиваюсь в эту ситуацию.
- Говорят, некоторые родственники погибших столкнулись с серьезными проблемами при получении денежных выплат?
- Да есть семьи, которые по тем или иным причинам не могут получить деньги. У всех разные истории. Много таких, у кого погибли близкие не первого ряда, а второго. Например, бабушка не может получить денег за гибель внучки и дочери. В этом случае компенсация положена только мужу и, соответственно, отцу девочки. А если он давно не жил с семьей? В таких сложных случаях, мы обращаемся к юристам, которые разъясняют наши права. Те семьи, которые еще не похоронили своих близких, не в состоянии заниматься бумажной волокитой. Так что круги ада, связанные с выплатой компенсации, для многих начнутся после похорон.
- Я слышала, что со всех погибших были сняты украшения? Выходит, мародерства после крушения лайнера не удалось избежать?
- Да, все украшения с погибших были сняты и украдены. Дело в том, что первыми на место крушения прибыли жители соседних деревень. Они успели до нитки обобрать погибших. Египетские спасатели прибыли позже. И зачем-то забрали с места трагедии оставшиеся украшения. Куда все это делось – не понятно. Наши были на месте на второй день. Позже они рассказывали нам, что не понимают, почему так поступили египетские спасатели. Этого категорически нельзя было делать. Если бы на погибших остались украшения, это облегчило бы процесс опознания.
- Правда, что мобильные телефоны погибших уцелели?
- Да. Спасатели МЧС рассказывали, что на месте крушения мобильные телефоны разрывались от звонков двое суток, пока не разрядились.
- Вещи погибших тоже еще не отдали?
- Нам показали одежду племянницы – футболку, брюки. Но не отдали. Вещи никому не выдавали. Они нужны следователям для экспертизы. По слухам, не всем родственникам отдадут вещи погибших. Они останутся у следователей как вещдоки.
- После крушения лайнера в Санкт-Петербурге образовали два стихийных мемориала - около аэропорта и на Дворцовой площади. Люди принесли сотни игрушек. Что теперь с мемориалами?
- Недавно по распоряжению администрации города мемориалы были объединены и перевезены в другое место. 24 грузовика перевезли игрушки и цветы в небольшой сквер, разбитый в двух шагах от крематория. Дождь, снег, конечно, испортили игрушки. С этим ничего не поделаешь. Наверное, через неделю-другую все это придется выбросить.
- Через несколько дней после трагедии в интернете активизировались мошенники, которые пытались нажиться на ситуации. Что вы делаете в таких случаях?
- Я лично знаю о двух фондах, которые собирали средства якобы в помощь родственникам погибших. Все это организовали без нашего ведома и содействия. Причем, эти организации так быстро раскрутились, что их реквизиты транслируют по телевидению. Наверное, организаторы фонда собирают неплохие деньги. Также много народа пишут мне, что в соцсетях люди создают странички, где собирают деньги на того или иного погибшего. Хотя к погибшим они не имеют никакого отношения. А желающих помочь нам много. Деньги нам бы не помешали, чтобы возместить судебные издержки, которые, скорее всего, нас ждут впереди.
- Вы говорите о суде, который возможен с египетской стороной? Думаете, государство не оплатит вам эти издержки?
- Не знаю. Но в любом случае, какие-то расходы мы понесем. Сейчас ищем юристов, которые, возможно, возьмутся защищать наши интересны. И если мы проиграем процесс, то должны будем возместить что-то нашим представителям...
Тем временем, люди в соцсетях и на специализированных форумах в интернете делятся наболевшим.
«У меня в теракте погибли мать и отчим, которого я считала своим отцом. Но официально он не оформлял акт об удочерении. Мы прожили одной семьей 16 лет. Я думала похоронить родителей на одном кладбище, в Санкт-Петербурге.
Но родной брат отчима хочет забрать останки и похоронить его в другом городе. Таким образом разлучит моих родителей. Я ничего не могу сделать. У меня прав по закону нет. Компенсацию за отчима тоже получит его брат.
Сейчас всем выдают по 100 тысяч рублей, которые будут потрачены на место на кладбище, где требуют от 90 до 150 тысяч. Далее при предоставлении всех чеков, государство возместит траты на венки, гроб, но не более 25 тысяч рублей. О миллионах разговор ведется только после получения о смерти, то есть не раньше, чем закончится экспертиза ДНК».
Проблемы с выплатами компенсаций возникают после каждой авиакатастрофы с участием российского лайнера. В результате родственникам погибших приходится выбивать положенные им деньги из страховщиков. В данной ситуации на выплату могут претендовать только самые близкие. Некоторым родственникам жертв авиакатастрофы в компенсации отказывают. Например, внукам, если погибла бабушка.
Так, родители супругов Шеиных (в списках погибших — Ольга и Юрий Шеины и трое детей) обратились за компенсацией в страховую компанию, но там им согласились выплатить деньги только за отца и мать. Но не за внуков.
- Внуки за бабушку тоже получить ничего не могут, - жалуются родственники погибших. - Мы обращались к юристам. Все в один голос твердят: «Придется побегать». Говорят, право на компенсацию имеют только близкие родственники — родители, дети и супруги. Так что деньги получат наследники первой очереди. Все остальные — только через суд.
Родители могут рассчитывать на выплаты в том случае, если смогут доказать, что находились на иждивении у погибших детей...А доказать это не просто.
Еще одна история. Четверо из семи погибших членов экипажа самолета авиакомпании «Когалымавиа» не имеют прямых наследников. В данном случае имеется в виду наличие либо супруги, либо детей. В связи с этим вопрос о единовременных компенсациях в размере одного миллиона рублей из Фонда социального страхования РФ может быть решен через суд в пользу родителей, если опять же они находились на иждивении погибших детей. В таком случае родители должны обратиться с заявлениями в суд самостоятельно.
То, что добиваться денежных выплат родителям четырех членов экипажа А-321, погибших в Египте, придется через суд, подтвердил и в Фонде социального страхования РФ.
- Мы отвечаем за семьи погибших членов экипажа. Должны выплатить им по 1 миллиону рублей, - пояснили в Фонде. - По пятерым погибшим документы на выплату уже пошли. А по двум — нет, так как у погибших нет прямых наследников, то есть члены экипажа были либо не замужем, либо не женаты, а выплаты распространяются только на жен и детей. Трем несовершеннолетним дочерям погибших назначены ежемесячные выплаты. Надеемся разрешить вопросы по двум семьям в ближайшее время.
Не удивительно, что в такой неразберихе с компенсациями, активизировались мошенники.
На третий день после катастрофы, в социальных сетях стали появляться странички якобы знакомых того или иного погибшего. В статусе люди писали: «Сбор средств на памятник...», «Поможем семье погибшего в авиакатастрофе».
- Девушка погибшего бортпроводника Алексея Филимонова Валерия пребывала в шоке, когда узнала, что некая Евгения выдает себя за гражданскую жену Алексея и организовала сбор средств. Очень много людей перевело деньги на ее счет, пока страничку не заблокировали, - рассказывают знакомые Филимонова.
Обратились через соцсети и близкие погибшей семьи Громовых (родители и «главный пассажир» - малышка Дарина со знаменитой фотографии): «От имени родственников погибших собирают деньги для каких-то фондов. Официально заявляем — мы никого не просили об этом. Таким образом, люди просто набивают свои карманы, наживаются на горе».
И самое страшное, что теперь, если какому-нибудь родственнику погибшего, действительно, понадобится помощь, его тоже могут принять за мошенника.