Правда, не могло не смущать: обещания «выжечь каленым железом»… сопровождаются обвинениями Запада в чудовищном лицемерии — у них вообще тотальное применение допинга, которое они просто умеют лучше скрывать. Поскольку и без всякого детектора лжи очевидно, что спортивные функционеры говорят искренне, то непонятно, как можно тогда самим ставить отечественных атлетов в заведомо неравные условия только потому, что конкуренты наловчились мастерски прятать концы в воду.
В отличие от начальников я не объясняю все наши напасти результатом заговоров, особенно в данном случае. При нынешнем состоянии местной медицины и науки не нужен злой умысел врагов, хотя неплохо бы уравновесить их большим числом достойных и влиятельных друзей. Ситуация гораздо хуже. Современный спорт больших достижений немыслим без стимуляции резервных возможностей организма. Но добиваются ее необязательно с помощью прямого жульничества, которым в спорте является прием запрещенных препаратов. Академик-кардиолог Ю.И.Бузиашвили связывает, например, стабильно высокие результаты китайцев с блистательным применением набора лекарственных трав и акупунктуры, создающих такие ритмы расслабления и мобилизации органов, которые неподвластны никакой химии. Да еще без всяких вредных последствий.
Однако есть и обширная серая зона: фармакологи представляют препараты, которые, возможно, в будущем и запретят. Но пока ни одна лаборатория не заточена делать на них тесты. Одновременно наука ежегодно дает принципиально новые лекарства, которые, возможно, станут благословением для человечества.
Профессор С.Мацкеплишвили, дважды побеждавший на европейских кардиологических конгрессах в конкурсах медицинских эрудитов, полагает: беда не в том, что у нас больше, чем где-либо, злоумышленников. Несчастье, что у нас нет такого Арсенал средств, которыми зарубежных олимпийцев обеспечивает передовая наука.
Освещение вопроса лишь в двух привычных нашему ТВ плоскостях: «русофобы активизировались» и «где посадки?» — не только не помогает в развязывании узлов, но еще туже затягивает их. Если тренеры уверуют в постулат: на Западе допинг повсеместен, борьба с ним здесь станет напоминать сражения с коррупцией. Только тут на скамье позора может оказаться любой атлет, учитывая процент фальшивых, контрафактных изделий в стране. Причем чем оно дороже (вроде «Виагры»), тем чаще его подделывают.
Ко всему прочему, по моим наблюдениям, спортивные врачи столь же свободны от ответственности за свою деятельность, как и их коллеги в других областях. Последствия любой небрежности легко объяснят редкой аномалией, а сослуживцы и начальство всегда защищают от расследования. Приведу пример из своего опыта. Пришел к звезде спортивной хирургии с жалобой на ахилл. Он прописал мне две мази: разогревающую — перед выходом на корт, и успокаивающую — сразу после тренировки. Сначала радовался успехам фармацевтики: я смог играть в теннис каждый день, и ахилл меня не беспокоил. Однако через месяц развилась чудовищная аллергия, которую не могли сбить никакие уколы. «Звезда» не потрудилась предупредить, что финалгон надо менять на другую субстанцию не позднее чем через две недели. А теперь представьте, во что обойдется ошибка в рекомендациях профессиональному спортсмену? По мнению президента российского Бехтеревского общества профессора Г.Авакяна, плохо сбалансированный допинг — прямой путь в онкологию. Так что поговорка «все болезни от нервов и лишь одна от удовольствия» — устарела.
Один из наших ведущих стоматологов — Д.Глазов, хорошо знающий ситуацию в боксе, потому что давно лечит прославленных чемпионов, настаивает на создании комплексных медицинских бригад, обладающих необходимой квалификацией и оборудованием, чтобы провести каждого спортсмена через все минные поля. Да только где взять таких специалистов? Ведь кроме всего прочего у каждого должен быть рабочий английский язык. Иначе он уже по определению отстал на 10–15 лет. А как у нас учат языкам, не стоит и комментировать. Недавно Минобрнауки постановило обязательно изучать в школе второй иностранный язык. Как пошутил мой любимый спортивный журналист: раньше мы не знали один язык, а наши дети теперь не знают два.
Хороший английский помог бы нам добиться и изменений правил и даже философии ВАДА. Какие бы алиби нам ни выдвигали в виде необходимости поспевать за всегда идущими на шаг вперед изготовителями всякой мерзости, нагнетаемая ВАДА атмосфера далека от праздника красоты и совершенства.
Учитывая первостепенную важность для русского национального кода быть только в ряду первых, заранее ставить наших олимпийцев в проигрышную позицию в вопросах, связанных с допингом, — это готовить себе моральную Цусиму. Но если наши правоохранители не защищают от очень большой вероятности купить фальшак в аптеке, а министры — от филькиных грамот в образовании и науке, то гости в ТВ-студиях должны будировать мысль, как найти выход. Например, вскрыть анатомию реальных, а не пиар-виртуальных успехов в тех островках медицины, где они доподлинно существуют. Месяц назад мне довелось изнутри увидеть один из них. После небольшой автоаварии я привез жену в приемное отделение Склифа. Бригада из трех человек: нейрохирург — 28 лет, травматолог — 29 лет и медсестра. Ребята собранные, точные, не уступающие никому в мире ни в таланте, ни в опыте, ни в квалификации.
Когда в середине обследования зашел главный врач А.С.Столяров, чтобы оказать мне знак внимания, их поведение ни на йоту не изменилось. Уверен, для них нет разницы, кто пациент: губернатор, банкир или токарь. Имея под рукой все необходимое оборудование, они за 40 минут провели комплексное исследование и поставили диагноз: переломов нет.
У этих людей очень низкая зарплата, страшные перегрузки, но удивительная добросовестность. Как руководителям Склифа удается подбирать такой персонал, сохранять и мотивировать его, стоить изучить тем, кто хочет помочь нашим атлетам.