...У станции метро «Улица 1905 года» двое полицейских на наших глазах останавливают дам восточной внешности. Неужели антитеррористическая служба в действии? Ан нет. Разговор все тот же — регистрация, медкнижка, разрешение на работу. Женщин даже не обыскали.
Мой проход в метро, даже с расстегнутой курткой, где на поясе виднелась странная коробка с антенной, интереса ни у кого не вызвал. Ничего не запищало, не засвистело. Хотя изменения все же обнаружить удалось. Проходы между рамками металлоискателей наконец закрыли — где лентами, где загородками. Видимость борьбы с терроризмом налицо.
Едем на Киевский вокзал. Рамки запищали. Однако прохожу спокойно, не вызывая подозрений у охраны. Возможно, рыжая девушка в джинсах, шапочке с помпоном и с кожаным рюкзачком с образом террористки никак не ассоциируется. С другой стороны, Варвара Караулова — тоже девушка вполне славянской внешности, и она не единственная жертва вербовщиков. А значит, национальность и внешний вид — вовсе не однозначные маркеры.
Удачно проскочив рамку, я решила все же этим не ограничиваться. Вернулась и положила свой рюкзак на резиновую ленту, хотя меня и не просили. Никакой реакции. Тут я не удержалась и спросила девушку, сидящую за пультом: ну неужели она ничего подозрительного не увидела в рюкзаке? На что та, с трудом сдерживая улыбку, сказала: «Пожалуйста, не мешайте работать». После долгих уговоров Полиция все-таки пошла мне навстречу и проверила документы. И отпустила, конечно.
Торговый центр «Европейский» встретил меня кордонами охраны, включенными рамками, к кому-то в сумку даже сунула нос служебная собака. Преисполненная надеждой, что вот хоть здесь меня как следует обшмонают, я ринулась к металлоискателю. Ничего. Даже ключи из карманов вытащить не попросили. И собака не понюхала. В конце концов я попросила фотокора снять меня хоть и не с натуральным, но вполне натуралистичным пистолетом рядом со знаком о запрете проноса в «Европейский» оружия. Никакой реакции не последовало.
Кстати, на станции метро «Киевская» войти в метро можно и между рамками металлоискателей, что мы и сделали. Огорченные таким невниманием к нашим усилиям, мы решили проверить, а работают ли вообще рамки в метро. Оценить результат можно только с внутренней стороны. Именно там загорается некая комбинация красных огоньков. После пятого прохода под рамкой на глазах у стоически наблюдавшего за этим безобразием сотрудника рентгено-телевизионного комплекса буквально из воздуха материализовался человек и после проверки документов устало попросил: «Девочки, хватит баловаться!».
Официальный комментарий чиновников мы решили привести дословно:
— На каждой рамке с внутренней стороны, обращенной к турникетам, есть специально настроенный индикатор, — рассказали в пресс-службе метрополитена. — Он указывает количество металла, проносимого пассажиром. Сотрудники службы безопасности метрополитена отслеживают эти показатели, и если они выше допустимых, проводят человека в досмотровую зону, где багаж «сканируют».
По итогам октября сообщалось, что меры безопасности были значительно усилены — проверку с помощью спецоборудования ежедневно проходили более 96 тысяч пассажиров, что на 77% выше показателей начала осени. Сам порядок работы в досмотровых зонах не изменился, но был увеличен штат инспекторов транспортной безопасности.
— Каждый день в ходе проверки инспектора выявляют более 100 запрещенных к перевозке предметов: ножей, травматического и пневматического оружия, — отметил начальник Службы безопасности московской подземки Владимир Муратов.
Победные реляции впечатляют. А как же наша подкова? Конечно, это не пистолет и не бомба, но по весу вполне сойдет и за гранату. Так что, уважаемые стражи порядка, усильте, пожалуйста, бдительность. Не только ради нас — ради себя.