Своих представителей на слет русистов в санаторном комплексе под Варной вместе с Россия и Болгарией прислали 9 стран, а более 50 следили за происходящим в режиме онлайн. Кстати, значительное место в этом комплексе, выстроенном Правительство РФм Москвы, занимает школа им. Юрия Гагарина на 1,2 тыс. учащихся с углубленным изучением русского языка.
Расширение «зоны русского языка» в мире оказалось темой сверхактуальной. По наблюдениям болгарских коллег, рост интереса к русскому языку характерен сейчас для всей Восточной Европы, да и в их собственной стране он более чем заметен: русский, уточнила замминистра образования и науки Болгарии Ваня Кастрева, занимает второе (после английского) место среди иностранных языков, его изучают 123,5 тыс. школьников в 1149 из 2,7 тыс. болгарских школ, и это число уже увеличилось на 5–6%, а в будущем году ожидается еще больший прирост.
Причина, уточнила она «МК», «как в исторических и глубинных духовных связях наших народов, сохранившихся, несмотря на все политические изменения последних лет, так и в географической близости наших стран. А дополнительной мотивацией для изучения русского в Болгарии стали проекты в бизнесе и экономике».
Действительно, «если раньше в школе при российском посольстве число граждан Болгарии не превышало 10–12 человек, то сейчас они составляют до половины выпуска, — рассказал «МК» первый секретарь посольства России в Болгарии, представитель Минобрнауки Роберт Шестаков. — В болгарских школах также открываются кабинеты русского языка, техническое оснащение которых взяло на себя правительство Москва, а предоставление учебной литературы и доступ к интернет-библиотекам — фонд «Русский мир». Только в 2015 году такие кабинеты открылись в трех школах, и думаю, что, несмотря на некоторые экономические сложности, этот процесс продолжится в полном объеме и впредь».
Та же тенденция и в системе высшего образования Болгарии: если несколько лет назад русский язык, к примеру, в Варненском свободном университете выбрали для изучения лишь 17 человек, то сейчас в качестве основного языка — все 200. Резко возрос и поток болгар, желающих учиться в российских вузах:
— Налицо существенный рост приема болгарских абитуриентов за счет квот федерального бюджета, — констатировал Шестаков. — Еще пару лет назад это было 100 студентов, сейчас — 150, а в настоящее время мы подали заявку на увеличение квоты на 2016 год до 200 человек.
Правда, как оказалось, некоторые отечественные вузы своими руками губят наметившийся позитив: средства по квотам на обучение иностранцев получают, а в общежитиях с разрухой и прочими безобразиями не борются, что порождает поток жалоб иностранных студентов. Но Минобрнауки с этими явлениями намерено серьезно бороться — вплоть до лишения особо «отличившихся» вузов квот. Впрочем, это уже другая история. Задачей нынешней сессии было обсудить созданный в Государственном институте русского языка им. инструмент повышения квалификации и переподготовки русистов, работающих в любых странах мира, специальный образовательный портал.
— Целью проекта, — разъяснила «МК» ректор института Маргарита Русецкая, — было создать условия для стандартизированного и качественного изучения русского языка по всему миру. Так, впервые появился ресурс, который после адаптации может стать образовательным ядром для изучения русского языка в любой стране.
Однако самое интересное, что опыт, накопленный специалистами РКИ (русский как иностранный), может быть использован при обучении самых обычных российских школьников, для которых русский язык — родной:
— Объем нашей учебной программы с 1-го по 4-й класс составляет 4,5 тыс. часов, включая 1,5 тыс. часов русского языка. Но результаты это дает не блестящие, — посетовал Каганов. — Может, опыт РКИ поможет их улучшить?
Москва—Варна—Москва.