Почему террористы так легко идут на смерть

Живые против мертвых

Страшный теракт в Париже вызвал сначала шок и трепет, а потом — массу вопросов. Почему французские спецслужбы «проспали» столь мощную атаку? Почему террористы-смертники взрывались поодиночке? Правильно ли сделала полиция, взяв штурмом театр «Батаклан»? Какие меры предпринимаются в Москве и других городах для предотвращения терактов? На все эти вопросы отвечают эксперты «МК».

Живые против мертвых

тестовый баннер под заглавное изображение

1) Почему спецслужбы провалили все явки?

Президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей ГОНЧАРОВ считает, что именно провал в работе с агентами привел к массовым атакам на Париж.

— У меня вызывает серьезное недоумение тот факт, что теракты явно стали неожиданностью для французских силовиков. Это уже не первая атака на Франция, и спецслужбы должны были наладить агентурно-оперативную работу в «группе риска». Я имею в виду так называемых беженцев, вместе с которыми в Европу наверняка проникала масса диверсантов. Что касается действий полиции и спецназа непосредственно во время терактов, то видно, что силовики пребывали в шоковом состоянии. Из-за масштабности происходящего полиции просто не хватало сил, чтобы локализовать последствия теракта, а также задержать их исполнителей...

В то же время, если вспоминать серию массированных атак на Россию, как, например, в конце лета — начале осени 2004 года (подрывы двух самолетов, теракт у станции метро «Рижская» и, как апофеоз, захват школы в Беслане), то там и наши спецслужбы не смогли предупредить действия террористов.

2) Похож ли «Батаклан» на «Норд-Ост»?

Захват театра «Батаклан», где шел концерт популярной музыкальной группы, невольно заставил вспомнить нападение террористов на Театральный центр на Дубровке 23 октября 2002 года, где шел мюзикл «Норд-Ост». Впрочем, это сходство только внешнее. Комментирует Сергей ГОНЧАРОВ:

— Никакой аналогии между захватом концертного зала в Париж и Театрального центра на Дубровке я не вижу. У нас были захвачены заложники, здание было заминировано, выдвигались требования. Во Франции террористы просто убивали людей, и поэтому полиция получила приказ о штурме «Батаклана». Что, с моей точки зрения, было правильным и позволило спасти большое число людей. Надо отметить, что исламские террористы последнее время вообще не выдвигают никаких требований, а просто декларируют: «Мы будем убивать неверных».

3) Зачем смертники взрывались в «пустоте»?

Абсолютное большинство терактов, совершенных в Москве террористами-смертниками, были рассчитаны на то, чтобы убить как можно большее число людей. Всего в столице произошло 7 таких терактов, и лишь в одном случае, при взрыве у гостиницы «Националь» 9 декабря 2003 года, число погибших было относительно небольшим (6 человек). В Париже при взрывах на стадионе «Стад де Франс» и на бульваре Вольтер кроме смертников погиб лишь один человек. Складывалось впечатление, что самоубийцы ставили себе цель умереть любой ценой. Так ли это?

4) Как будут защищать Москву и другие города?

— Превентивные меры против террористической угрозы в России предпринимаются уже давно. Достаточно вспомнить недавнее задержание в Московском регионе 15 террористов запрещенной в России группировки «Хизб-ут-Тахрир». Тем не менее, как утверждает источник «МК» в силовых структурах, помимо агентурной работы сейчас усиливаются и стандартные меры безопасности.

В первую очередь в аэропортах усилен досмотр пассажиров и багажа из стран антиигиловской коалиции. Именно они находятся «под ударом». Ну и, естественно, из арабских стран, где могут находиться сочувствующие террористам элементы. Примерно то же самое происходит на железнодорожных вокзалах и в местах отправления международных автобусов.

Как считает наш собеседник, граждане России вряд ли почувствуют на себе это усиление: привыкли. Так, например, сейчас заново будет произведен обход участковыми тех квартир, где могут без регистрации находиться приезжие. Но это обычная ситуация, которую никто не замечает.

По словам нашего источника, началась активная работа с национальными диаспорами. Спецслужбы намерены задавить экстремистские настроения, пользуясь авторитетом старейшин. Не исключено, что ради этого будет неофициально введен придуманный еще в США режим «нулевой толерантности» — это означает, что за минимальное правонарушение гражданину из «группы риска» следует максимально возможное по закону наказание.

— Исходя из того, что теракты обычно совершаются в местах массового скопления людей, сейчас усилена работа полицейских патрулей в метро и в целом на транспорте. Такая же ситуация и торговых центрах. На самом деле достаточно просто присутствия человека в форме — он просто своим видом (на эту тему есть психологическая теория) «отпугивает» террористов. Например, когда в августе 2004 года был взрыв возле метро «Рижская», смертница не стала входить в вестибюль, увидев милиционера. Жертвы, конечно, были, но меньшие, чем если бы она села в поезд метро. Опять же одновременно с атакой на Театральный центр на Дубровке в октябре 2002-го террористы планировали два самоподрыва шахидок в метро, но отказались от этих акций, испугавшись усиленного патрулирования.

Кстати, по словам нашего собеседника, стоит быть осмотрительнее и любителям социальных сетей — во-первых, неосторожно брошенное, просто даже по глупости, слово может привлечь внимание спецслужб, и к вам «в дверь постучатся», а во-вторых, это отвлекает ресурсы силовых структур от реальной работы.

— Профилактическая работа спецслужб в сети Интернет во многом помогла, кстати, вернуть в Россию Варвару Караулову, завербованную террористами. А также предостеречь от глупостей, которые она, к счастью, не успела осуществить, уже находясь в Москве, — уточнил эксперт «МК».

Сюжет:

Теракты в Париже

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26964 от 16 ноября 2015

Заголовок в газете: Живые против мертвых

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру