– Лидеры ИГ и других группировок рассматривают Запад в целом и ведущие страны НАТО – США, Англию и Францию – как главных своих противников, - поясняет «МК» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. – Угрозы с их стороны были ранее. Я бывал во Франция неоднократно, и надо сказать, что там достаточная почва для таких террористических актов, как бы цинично это не прозвучало. Во Франции самая большая мусульманская община в ЕС: по некоторым оценкам, от 7 до 10% населения. Во Франции сотни мусульманских организаций. Там есть профсоюзные, просветительские, но есть и религиозные организации, которые исповедуют радикальные взгляды. Во Франции множество беженцев, которые вышли из Сирии, Ливии и других мусульманских стран. Среди них достаточное количество и бывших джихадистов, а, возможно, и просто боевиков, которые бежали с поля боя. Поэтому во Франции лидерам ИГ просто найти исполнителей терактов. Либеральные законы Франции облегчают задачу проведения терактов. В стране, по мнению местных экспертов, до одной тысячи мусульман, которые представляют опасность в плане радикального исламизма. После расстрела редакции «Шарли Эбдо» были приняты меры, но эти меры в рамках французского законодательства, как показали эти события, не дают должного эффекта. Эти факторы, которые облегчают проникновение террористов на территорию Франции, явились теми причинами, по которым радикалы из ИГ выбрали Францию в качестве жертвы.
– Заставит ли это Францию начать наземную операцию в Сирия и Ираке?
– Франция будет активнее участвовать в коалиции, которую возглавляют США, но до последнего времени целями этой коалиции являлось не уничтожить ИГ, а, как наш президент очень правильно высказался, руками радикальных исламистов убрать неугодный режим. Поэтому удары по ИГ, которые проводились почти год, не привели к каким-то результатам. Наоборот, ИГ за этот год расширило свои границы и захватило новые территории. Да, со стороны Франции будет активное участие, но я не думаю, что в течение ближайшего времени Париж начнет более решительные действия.
– Франция не так давно присоединилась к Америке, и французские самолеты бомбят ИГИЛ в Ираке, – заявил «МК» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН профессор Георгий Мирский. – Поэтому все, что в последнее время происходит, – совершенно логично. Это одно и то же дуло. Террористы совершили взрыв в Багдаде. Кого они взрывают там? Иракских шиитов, которые воюют против группировки. Они совершили взрыв в Бейруте, в южной части, где живут шииты. Почему? Потому что против них воюет шиитская «Хизболла», одна из главных ударных сил президента Асада. Они совершили теракт против Россия, взорвали самолет, потому что их бомбят русские самолеты. Наконец, они совершили теракт в Париже, потому что Франция – одна из тех немногих европейских стран, которые участвуют в воздушной войне против ИГИЛ.
– Почему Франция, а не, например, США, которые вовлечены в войну сильнее?
– В Америке что-то сделать гораздо сложнее. После 2001 года ничего серьезного там не удалось сделать. Во-первых, американцы работают очень хорошо, а, во-вторых, США это никак не остановит, потому что ИГИЛ – это их смертельный враг. Они все равно будут воевать до конца, а европейцев можно напугать. Вспомните, что было в Испании, когда под Мадридом взорвали электричку. После этого испанское Правительство РФ объявило о выводе войск из Ирака. Расчет может быть в том, что у европейцев нервы слабее, чем у американцев, и их можно напугать.
– Может ли Франция начать активнее участвовать в войне против ИГИЛ в Сирии и Ираке?
– Там есть американская авиация, которая в прошлом году сделала большое дело – спасла курдов в тот момент, когда ИГИЛ захватило Мосул, разгромило иракскую Армия. В этот момент Барак Обама, который не хотел вмешиваться, не мог удержаться, дал приказ бомбить. Потому что терять курдов – своих союзников – Америка не может. С тех пор они проводят бомбардировки. Бомбят очень осторожно, чтобы не дай бог не пострадало мирное население. Обама не хочет заканчивать свое президентство с кличкой «убийца детей». Авиации там достаточно. Франции ничего не нужно делать. Им нужно думать о том, чтобы терактов не было внутри своей страны.