Четверо обвиняемых — это дорожный мастер Валерий Башкатов, помощник дорожного мастера Юрий Гордов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Андрей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов. Все они так или иначе принимали участие в монтаже стрелочного перевода на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар»; именно нарушения во время этих работ следствие и считает главной причиной аварии.
Вердикт суда: Круглов, Трофимов и Башкатов — 5,5 лет в колонии общего режима. Гордову суд назначил 6 лет также колонии общего режима.
Суд постановил выплатить компенсации: Круглов и Гордов - по 3,3 млн рублей, Башкатов и Трофимов - по 2,8 млн рублей. Каждый платит четверым истцам.
Но какова роль каждого из них? Напомним, как развивались события перед крушением. Для врезки стрелки на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» руководство столичного сабвея наняло субподрядную организацию — ООО «Спецтехреконструкция». Ответственным за весь комплекс работ был ее директор Анатолий Круглов. По логике вещей, компания, берущаяся за работу, должна иметь необходимый для этого штат сотрудников — однако его у ООО «Спецтехреконструкция», судя по всему, не оказалось. Именно поэтому компания решила обратиться к... действующим работникам метро, чтобы те в свободное от основной работы время немного «пошабашили» на нее; в числе этих работников, как нетрудно догадаться, оказались Башкатов, Гордов и Трофимов. Если заглянуть в УК РФ, то легко можно прийти к выводу, что по действующим в Россия законам за организацию любых теневых схем предусмотрены более серьезные сроки, чем за участие в них. Любопытная деталь: на суде Круглов много раз говорил о том, что все рабочие моменты со стороны метрополитена с ним решал старший дорожный мастер по фамилии Мосин. Этот человек наверняка был в курсе того, как на самом деле идет монтаж стрелочного перевода, — но обвинение ему следствие так и не предъявило.
Андрей Трофимов и Валерий Башкатов, по версии обвинения, принимали участие в непосредственном монтаже стрелочного перевода. Им за это пообещали заплатить 150 тыс. рублей. Времени у них было в обрез — с 2:30 до 4:30 утра, — когда поезда в метро не ходят. Из-за такого графика собрать всю стрелку за один раз рабочие не могли физически — а потому им пришлось заниматься самодеятельностью. 6 июля Андрей Трофимов закрепил левый остряк стрелки в отведенном от основного рельса состоянии двумя витками проволоки толщиной 6 мм. 7 июля занимавшийся правым остряком Валерий Башкатов увидел «самотворчество» своего коллеги, но не принял никаких мер.
Судя по данным экспертиз, утром 15 июля проволока, которой был закреплен левый остряк, порвалась, и он постепенно начал придвигаться к рамному рельсу под воздействием вибрации. В какой-то момент остряк примкнул к нему — и в 8.39 утра направил состав, двигавшийся со скоростью около 70 км/ч, в перегородку, разделявшую два тоннеля. В том, что непосредственной причиной аварии стала порвавшаяся проволока, сторона обвинения даже не сомневается. Само собой, что в таком случае под ударом оказывается Трофимов, — вот только есть одна деталь: его проволоку к 15 июля заменили на другую, в два раза тоньше.
И тут на сцене появляется, пожалуй, самая драматичная фигура этого уголовного дела — Юрий Гордов, отвечавший за технический надзор во время аварии. Оказывается, 9 июля именно он перерезал проволоку, которую поставил Андрей Трофимов (два витка по 6 мм), и поставил свою — один виток в 3 мм, которая в итоге и порвалась. Зачем он это сделал, до сих пор неизвестно: руководствуясь 51-й статьей Конституции РФ, Гордов отказался от дачи показаний во время судебного процесса. Правда, на приговоре Юрий вообще сделал неожиданное заявление — дескать, он вообще не должен был осуществлять технадзор, а его подпись на протоколах, что он занимается контролем, — поддельная. Кто ее подделал? Зачем? Да и не лукавил ли Гордов, в самом деле? В метро ходили слухи, что он заменил проволоку из вредности. Якобы ему недоплатили за прошлую «шабашку», и он решил немного навредить своему начальнику Соколову, чтобы тому пришлось заново крепить левый остряк по выходе из отпуска. Кто же знал, что произойдет катастрофа? В самом деле, никто. Впрочем, оговоримся: это всего лишь слухи.
Что до Башкатова с Трофимовым, то они, конечно, виноваты — согласились на сомнительную работу, применяли в ходе нее методы, не предусмотренные инструкциями... Но с другой стороны, что еще им было делать? Ведь за два часа «ночного окна» стрелку никак не соберешь — а открывать движение так или иначе было нужно. Да и, в конце концов, ведь порвалась проволока Гордова — не Трофимова, а сам Башкатов к ней и вовсе прямого отношения не имел.
Словом, гора родила мышь — страшное крушение поезда закончилось достаточно мягкими приговорами. И те, кто занял места на скамье подсудимых, вроде бы и правда ни в чем не виноваты. Только как объяснить это родным погибших?
Многие наши граждане, неравнодушные к погибшим в аварии в метрополитене, возмущаются и задаются вопросом, почему виновных судят по 263-й статье УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц»). Максимальный срок — до семи лет. Как же так, столько людей погибло, а виновникам дадут так мало? Об этом мы спросили эксперта.
Комментарий адвоката Дмитрия Краснова:
— В основе наказания в уголовном праве лежит принцип справедливости и соразмерности. Есть сложившаяся традиция и система. Принято считать, что деяния лиц, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц, имеют более тяжкие последствия для общества. То есть когда погибли два лица, это уже наступает общественная (!) опасность. Соответственно, и пункт статьи другой. А судья, в зависимости от многих других факторов, определяет срок наказания. В данном случае минимальный срок лишения свободы — 2 месяца, максимальный — 7 лет.