– Доктор Грэм, в четверг вы встретились со Патриархом Московским и всея Руси – и это было предусмотрено программой вашей поездки в Россию. Но, похоже, встреча с президентом Путиным оказалась для вас сюрпризом?
– Прежде всего, для меня стало великой привилегией встретиться с Его Святейшеством Патриархом Кириллом. Мы ужинали вдвоем с митрополитом Илларионом, обсуждая вопросы богословия... Я знал, что буду встречаться с некоторыми министрами российского правительства. Но произошла чудесная возможность встретиться с президентом Владимир Путин. И для меня было большой честью, что он сумел найти время, чтобы встретиться с нами.
– И какие впечатления остались у вас от этой встречи?
– Он мне очень понравился. В своей жизни я встречался с многими политиками. И обычно политики с одной группой говорят в одну сторону, а с другой группой уже говорят иначе. Я чувствую, что президент Путин говорит напрямую. И мне это в нем очень нравится. Мы поделились мнениями о проблеме беженцев, о положении христиан на Ближнем Востоке.
– Кстати о Ближнем Востоке: Россия сегодня проводит военную операцию в Сирии. На Западе эти действия вызывают негативную реакцию, а что об этом думаете вы?
– Считаю, что действия России в Сирия сегодня предпринимаются – и это напрямую сказано вашим президентом – для сохранения там конституционного строя. То есть речь не о попытке сохранить Асада. Но если падут существующие государственные институты будут разрушены, в стране начнется геноцид. И сирийских христиан, которых сегодня защищает Правительство РФ Асада, просто убьют. Думаю, что вовлечение России в эту ситуацию позволит привести к политическому разрешению этого кризиса. И христиане Сирии видят российское участие как способ защитить их.
– У меня вопрос к вам как к евангелисту и как к американцу. Недавно был опубликован очередной доклад Государственного департамента США о религиозной свободе в мире. И в адрес России там было высказано немало критики. Вероятно, у нас не все идеально в этой сфере – но как обстоит дело с религиозной свободой в Америке?
– В первую очередь, я вспоминаю, как было в советские времена. А сейчас, когда я приезжаю сюда, то вижу: церкви открыты, церкви отстраиваются. Конечно, есть немало такого, что еще может быть сделано. И я думаю, многие в России со мной согласятся, что этот процесс находится в развитии. Но ситуация в Соединенных Штатах в вопросе религии находится как раз на спаде. Секуляризм, который почти не отличается от коммунизма – это безбожное движение. И наша страна становится все более секулярной, более безбожной, убирая Бога из правительства, убирая Бога из школ. Мы становимся свидетелями того, что в Америке теряются многие религиозные свободы. А в вашей стране за последние тридцать лет мы видим положительные изменения. И за это же время в США наблюдаются отрицательные изменения. Религиозные свободы очень важны для всех. Очень важно, чтобы мы могли сохранять свободу прославлять Бога. Чтобы мы могли жить своей религиозной жизнью (и чтобы это не обижало других людей, которые нас окружают). Нам не стоит заставлять кого-то что-то делать – но как евангелист я хочу рассказывать людям, что Бог любит их. Проблема, которая есть у человечества – это грех. Наши грехи отделяют нас от Бога. Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых. И я желаю рассказывать об этом людям. Я не хочу, чтобы люди были последователями Франклина Грэма, я хочу, чтобы они были последователями Господа нашего Иисуса Христа.
– Я слышал, что вы называли Барак Обама «лидером движения Антихриста». Так ли это? Что вы думаете о нынешнем президенте США?
– Я встречался по нескольким случаям с президентом. Он очень милый человек. Но он поддерживает и продвигает такую политику, которая противоречит учению Бога. Как христианин я верю, что аборты – это убийство, он поддерживает их. Гомосексуализм и однополые браки – это грех против Бога, и президент продвигает это. Я не против самих гомосексуалистов как людей. Но Бог заповедовал, чтобы брак был между мужчиной и женщиной. И я очень высоко оцениваю, что президент Путин защищает российскую молодежь от гомосексуальной пропаганды. Хотя бы для того, чтобы дать им возможность вырасти и принять самостоятельное решение. И опять же гомосексуалисты не могут иметь детей, они могут брать чужих детей. Я верю, что президент Обама (опять же – сам по себе милый человек) ведет Америку неправильным путем. И он занимает позицию против Бога.