Поводом для сбора в Белом доме ректоров ведущих российских вузов стали итоги последнего международного рейтинга университетов по версии QS. Правда, и сама Голодец, и присутствовавший на совещании глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов неоднократно отмечали, что рейтинги — не самоцель, а лишь инструмент повышения мировой конкурентоспособности наших университетов. Однако тем не менее они поздравили МГУ им. Ломоносова с улучшением позиции в рейтинге 2015 года на 6 пунктов и подъемом на 108-е место в мире. «Это очень серьезный успех! Мы в двух шагах от достижения поставленной цели», — подчеркнула вице-премьер, имея в виду майский 2012 года указ президента Путина по вхождению пятерки отечественных вузов в мировую топ-сотню, в просторечии — «5/100».
Другие вузы, как оказалось, тоже не подкачали. Так, существенно по сравнению с прошлым годом улучшили свои общие позиции Санкт-Петербургский и Томский политехи, МИФИ, Казанский и Дальневосточный госуниверситеты. А еще одна группа вузов хорошо продвинулась в специальных рейтингах по отдельным направлениям подготовки. В итоге, если в 2012 году в рейтинг QS вошли лишь 8 отечественных вузов, то в 2013-м — 10, а в 2014-м — 12. Та же динамика отмечается в другом престижном мировом рейтинге — Тimes: 2 наших вуза в 2012-м и 8 сейчас. «Мы и дальше будем поддерживать университеты», — пообещала Голодец. И, видимо, чтобы не сбивать взятый темп, добавила: «В соответствии с той динамикой, которую они показывают».
Пока динамика всех 15 университетов — участников российской программы «5/100» остается отличной: с 2013 года вал их научных публикаций в базах Web of Science и Scopus вырос в среднем вдвое, а показатель цитируемости — на 160%. Впрочем, кое-где публикационная активность вузов пошла за счет так называемых «мусорных публикаций» в непонятно каких журналах, признал министр. Но тех, кого уличили в этом жульничестве, «ударили рублем», лишив части финансирования, и это должно все расставить по местам.
Другое достижение последних лет — приток в университеты ведущих ученых — также оказалось неоднозначным. Его источник, признал министр, — бегство научных кадров из институтов, переданных ФАНО после реформы РАН. Теперь они, похоже, и «двинут» вузовскую науку. Но кто двинет академическую?
Как бы там ни было, но успешность первой группы российских университетов, отобранных для участия в программе «5/100» и получивших под нее крупное дополнительное бюджетное финансирование, навела власти на мысль о расширении круга ее участников. Уже объявлен второй конкурс, заключительный этап которого прошел во Владивостоке в конце прошлой недели. Его итоги вскоре огласят. Однако «в ближайшее время шансы войти в мировую топ-сотню QS есть только у МГУ, — несколько охладил энтузиазм собравшихся ректор Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов. — 60% этого рейтинга дает голосование зарубежных экспертов, а они попросту заголосовывают наши вузы».
— В этой связи нам давно пора перестать себя сечь в связи с международным ранжированием университетов, — подчеркнул он. — Тем более что у российских вузов самые быстрые в мире темпы продвижения в отраслевых предметных рейтингах. Нам просто надо наращивать участие в международных открытых платформах образования; ускоренно формировать собственную систему присуждения ученых степеней и вводить защиты на иностранных языках. Кроме того, необходимы ежегодные бюджетные субсидии в 0,5–1 млрд руб. на гранты для выведения всех российских научных журналов в Web of Science и Scopus. Только так мы обеспечим всем отечественным вузам должный уровень публикаций и индекса цитируемости.
Вот только «где деньги, Зин?» — процитируем мы в ответ Владимира Высоцкого, впрочем, не нуждающегося ни в каких индексах.