Яхту Петра Первого нашли на дне Балтийского моря

«Королевский корабль» русского императора пролежал под водой ровно три столетия

Балтийское море рассталось с еще одной своей давней тайной. Российские и шведские поисковики-подводники нашли на дне любимую яхту царя Петра I, которая затонула 300 лет назад.

«Королевский корабль» русского императора пролежал под водой ровно три столетия

тестовый баннер под заглавное изображение

Речь идет о яхте «The Transport Royal» (в переводе с английского — «королевский корабль»). Это быстроходное парусное судно, построенное в Англии в 1695 году по проекту адмирала лорда Кармартена, было тремя годами позже подарено королем Вильгельмом III молодому русскому царю во время приезда его на Британские острова. Яхту переправили морем в Архангельск, а много лет спустя, в 1715-м, Петр распорядился обновить вооружение корабля и, включив его в состав русской эскадры, отправить на Балтику для участия в Северной войне — в боевых действиях против флота шведов. Однако уже ближе к конечной цели дальнего морского перехода «The Transport Royal» во время шторма разбился о камни и затонул. Это случилось около шведского острова Марстранд недалеко от Гетеборга.

«Английский презент» Петра Великого удалось обнаружить на дне лишь в наше время. В Швеции с 1998 года реализуется правительственный «Проект Марстранд», в рамках которого в районе одноименного острова проводятся подводные археологические работы. Последней по времени находкой и стал «королевский корабль» русского царя-реформатора. Причем случилась эта удача практически в день юбилея кораблекрушения — ровно 300 лет спустя.

«Удивительное совпадение: яхта затонула 27 сентября 1715 года по старому стилю. А первые детали ее мы нашли на дне 27 сентября 2015 года по новому стилю, — приводит слова руководителя поисковой группы дайверов Алексея Михайлова агентство «Россия сегодня». — Мне просто трудно передать, как мы обрадовались! Думали, вот опустимся последний раз в этом сезоне — и продолжим поиски уже в следующем году».

Михайлов сообщил также, что группа, обнаружившая останки яхты, намерена официально известить шведские власти о своей находке, и, возможно, поисковики будут подавать заявку на подъем отдельных деталей старинного судна для показа их в Россия.

Насколько реальны подобные перспективы? За комментариями «МК» обратился к известному российскому дайверу, руководителю поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константину Богданову.

— По опыту работы нашей экспедиции знаю, что такие подводные находки сразу же получают статус объекта культурного наследия. Подобные же правила приняты и в других европейских странах. Судя по поступившей в СМИ информации, петровская яхта обнаружена на дне в шведских территориальных водах, а это означает, что она автоматически попадает под охрану шведского законодательства. Значит, чтобы поднимать отдельные фрагменты и вообще производить под водой на затонувшем корабле какие-то активные поисковые работы, нужно получить разрешение от военно-морского ведомства Швеции и шведских археологических инстанций. Без этого можно лишь спускаться к обнаруженному кораблю и просто осматривать его. С подобной проблемой довелось столкнуться летом этого года, когда там же, на Балтике, у скандинавских берегов была обнаружена русская подводная лодка «Сом», погибшая во время Первой мировой.

По поводу того, что фрагменты яхты Петра I могут оказаться в России, вопрос сложный. Тут многое зависит от конкретных договоренностей между странами, конкретных сроков давности кораблекрушения. Споры между государствами о правах на морскую археологическую находку могут тянуться годами. Пример тому — уже давно обнаруженный на Балтике корабль «Фру Мария», затонувший с грузом антиквариата, который везли из Западной Европы для дворцов русской императрицы Екатерины. Права на сокровища до сих пор не удается согласовать России и Финляндии. А без этого невозможно приступать к конкретным работам по их извлечению из морских глубин.

В нынешнем случае нельзя оценить однозначно саму целесообразность подъема со дна отдельных атрефактов с «королевского корабля». Ведь это связано с большими расходами на дальнейшую консервацию старых деревянных и металлических конструкций, которые иначе, оказавшись в воздушной среде, начнут быстро разрушаться. Наша практика показывает, что в некоторых случаях целесообразно оставить старинный корабль на дне, но тщательно, в деталях, отснять его на фото и видео, чтобы потом демонстрировать всем желающим такой виртуальный экспонат.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26945 от 23 октября 2015

Заголовок в газете: Яхта Петра Первого пряталась на дне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру