Это история взорвала Интернет: тысячи перепостов и комментариев. А началось все с того, что школьники одной из московских школ поинтересовались в Сети друг у друга, почему их родители сдали назад школьные альбомы. Оказалось, на общую фотографию класса случайно попала дочка учительницы с синдромом Дауна.
Девочка не являлась ученицей этого класса, просто маме не на кого было оставить ребенка, и она брала дочь на работу. Малышка никому не мешала, сидела тихо, но дети не были рады соседству.
Маша практически живет в этом классе, пытается общаться, всех обнимает, она беззлобна и беззащитна, но дети от нее шарахаются как черт от ладана.
«Это ненормально, что ее ребенок остается на уроках! Это ее проблемы, пусть сама решает!» — говорит одна одноклассница, повторяя интонацию взрослых. «Пятерых детей из этого класса уже перевели в другой», — рассказывает о ситуации одна из родительниц.
Маша в следующем году должна пойти в первый класс, и нет ни малейшей уверенности, что девочку примут ее сверстники, если даже 10-летние дети и их родители отказываются быть терпимыми и не проявляют доброты.
Мнения пользователей соцсетей, вступивших в горячую дискуссию, разделились на две неравные части. Большинство осудило родителей за такую нетолерантность и акцентировалось на том, что пробудить в детях умение сочувствовать и жалеть порой важнее, чем получить в начальной школе знания.
Небольшая часть обратила внимание на тот факт, что родители не возражали против присутствия девочки на уроках, но в альбоме могли не захотеть иметь ее фотографию по вполне логичной причине: она не была членом их класса. Но нашлись и такие, кто откровенно заявил, что не допустил бы, чтобы его ребенок учился в подобных условиях, так как школа — место получения знаний, и любое отвлечение от этого процесса есть зло.
Можно долго спорить, кто из дискутирующих по данной проблеме прав, и найти аргументы в пользу любой позиции. Даже такой нелицеприятной и нечеловеколюбивой, как не допустить присутствия на уроке постороннего ребенка с синдромом Дауна, и не важно, что он ведет себя тихо, а его мать находится в безвыходной ситуации.
И именно этот факт — возможность занять любую позицию в обсуждаемой ситуации — и является самым показательным. Задача законодателей — сделать так, чтобы дети с отклонениями не зависели от жалости и сочувствия окружающих, какой бы искренней она ни была. Таких детей, как Маша, просто недопустимо ставить в условия, когда они оказываются заложниками эмоций взрослых.
Смогла мама девочки Маши вызвать сочувствие у родителей школьников — они смирились с ситуацией и именно в таком русле настроили своих детей, не смогла — подняли бучу.
Такой рычаг давления развращает взрослых, позволяет им манипулировать. Все это видят дети и делают свои выводы — совсем не те, которые имеют что-то общее с разумным, вечным и добрым.
Нужно, чтобы у детей с отклонениями были в школах жесткие права, за нарушение которых детей без отклонений отчисляли бы из учебного заведения. По правилам. По закону. И вот тогда родители очень быстро научили бы своих отпрысков быть и добрыми, и толерантными.
К сожалению, наше общество в последнее время становится все жестче и равнодушнее. И уже с первых классов жизнь в школе — это борьба за выживание. И в плане учебы, и в плане социальной адаптации. А при такой борьбе выживают только сильнейшие. К числу которых не относятся дети с отклонениями в развитии.
История, произошедшая с Машей, — частный случай, но она — лакмусовая бумажка ситуации в целом и показывает, что общество наше больно. И нуждается в хирургическом вмешательстве. А хирурги часто делают пациенту больно, чтобы потом ему же самому было хорошо.