- Инесса, многие говорят, что интернет победит бумажную прессу. Что вы думаете о будущем печатных СМИ?
- Я поделюсь своей точкой зрения не только как человек, который курирует это направление на Почте, но и как подписчик. Интернет сильно влияет на печать. Конечно, у людей старшего поколения - я имею в виду даже не пенсионеров, а тех, кому за 40, - осталась привычка к «бумажному» чтению. Однако, ежедневные газеты быстро теряют актуальность. Я выписываю на дом ежедневную газету - но в основном не для получения информации, а чтобы контролировать время доставки.
Кроме того, есть масса специализированных изданий, которые тяжело купить в розницу: они могут нерегулярно выходить или неожиданно заканчиваться. Киоск в моем понимании - это торговая точка моментального спроса. Увидел газету или журнал, захотелось купить - ты ее купил. Представить, что человек каждый месяц покупает, например, журнал о филателии, мне сложно. Во-первых, такой журнал трудно найти в рознице. А во-вторых, если человек этим увлечен, наверняка его выпишет, чтобы регулярно получать.
- Во многих странах мира, например во Франция, Германия, реализуются программы по популяризации прессы среди студентов и школьников. Для них оформляется льготная подписка на общественно-политические издания. Насколько, по вашему мнению, такой опыт может быть применим в России?
- Это принципиально важный шаг. Я не верю, что молодежь потратит карманные деньги не на кино или гаджеты, а на газету или журнал. Каким бы гениальным ни был ребенок, никто не отменял нормальное детское мировоззрение. Важно найти разумный формат. Во Франции, например, студенты получают право бесплатно подписаться на 2 или 3 издания. Хочешь - читай, не хочешь - не читай.
У молодежи благодаря прессе голова становится на свое место. В интернете сложно попасть на "правильный" сайт, который позволит сделать взвешенный вывод. Совсем другое дело - ежедневная печатная пресса, в которой сохраняется настоящая журналистика. Это, безусловно, стиль, грамотность, формирование мыслей и жизненной позиции. Конечно, такая подача материала намного мощнее и профессиональнее, чем, например, в социальных медиа. Мы обязательно будем предлагать государству идеи по популяризации печатных СМИ у молодежи. В нашей стране миллионы молодых людей, и подписать всех бесплатно без государственного участия не удастся.
- Почта Россия запустила собственное подписное агентство. С апреля оно тестируется совместно с издателями, а в эту подписную кампанию уже действует собственный подписной каталог, в котором около 100 изданий. Планируется ли увеличить их количество?
- Действительно, уже можно оформить подписку на первое полугодие 2016 года через наш собственный подписной каталог. Изданий пока не много - это те, кто был готов протестировать с нами нововведение. Мы пилотируем много элементов, инновационных для индустрии. В первую очередь это максимальный перевод документооборота в онлайн: расчет тарификации, статистика, отчетность. Наша задача - минимизировать "физическую" поддержку этой работы.
Мы ожидаем, что в следующую подписную кампанию (ее запустят в апреле 2016 года) в наш каталог войдут несколько тысяч изданий.
- Когда будет запущена онлайн-подписка?
- После окончания тестирования онлайн версии среди наших сотрудников, уже в эту подписную кампанию мы запустим ее для подписчиков. Сделаем сервис дружественным, и надеемся, что удастся привлечь и молодежную аудиторию.
- 15 октября стартовала Всероссийская декада подписки. Этот формат полюбился как издателями, так и подписчиками. Какие скидки предоставит Почта в этот раз?
- В ходе Декады с 15 по 25 октября мы дополнительно к скидкам издательств снижаем цену на доставку подписки: на 5% – для федеральных СМИ и на 10% – для региональных и местных изданий. Помимо прочего, в рамках Декады мы решили добавить от себя дополнительную скидку для социально значимых изданий - 15%. Список из 750 СМИ, подготовленный Минкомсвязи России, за неделю до начала Декады мы направили в регионы для расчета и проведения акций.
- Насколько важно было утверждение этого списка?
- Это решение позволит сделать характер скидок более целевым и предоставить их именно тем СМИ, которые наиболее важны для населения. Надеемся, что изданиям очень поможет дополнительная скидка. Мы делаем все возможное, чтобы переломить тренд, связанный с падением тиражей, и даже стремимся добиться небольшого прироста.
- В сентябре на экспертном совете по региональным печатным СМИ в Туле вы отметили, что количество претензий от подписчиков на качество доставки в 1-м полугодии 2015 года снизилось на 23% к аналогичному периоду 2014 года. Как удалось этого добиться?
- Качество и сроки доставки упирались в то, что не хватало почтальонов: люди не шли трудиться из-за невысокой оплаты и сложности этой работы. Поэтому мы решили в первую очередь поднять зарплату сотрудникам по всей стране - это произошло в 2014 году, впервые за 5 лет.
Мы также повысили качество работы на всех уровнях: от филиала и почтамта до почтового отделения. Проводим регулярные встречи с издателями, непосредственный диалог с подписчиками, дополнительные программы обучения почтальонов, а также другие активности в период подписных кампаний.
- По оценкам экспертов, в 2014 году объемы продаж прессы через киоски упали на 7%, закрываются киосковые сети и книжные магазины. Какие шаги вы предпринимаете для развития почтовой розницы?
- Каждый день к нам в отделения почтовой связи приходит больше двух миллионов россиян. Как правило, их цель - оплатить коммунальные услуги, отправить письмо, посылку и т.д. И пресса, как товар спонтанного спроса, безусловно, пользуется популярностью в рознице.
Мы выделили крупнейших региональных распространителей по периодике, прописали равные условия работы, четко определили линейку позиционирования периодических печатных изданий. Ну и, конечно, требуем от регионов грамотной выкладки прессы в отделениях. Я была месяц назад на Северном Кавказе и разговаривала с руководителями почтовых отделений. Я задавала им вопросы: что должно лежать на барьерных стойках, сколько изданий, как они должны ротироваться? Ответы приятно удивили: все помнят информацию наизусть. Три месяца подряд у нас прирост продаж прессы в отделениях на 19-20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. И это не потолок.
- Планируете ли вы в этом году запустить услугу "Письмо Деду Морозу", которая пользовалась большим успехом у россиян год назад?
- Мы уже создали каталог со специальной подборкой новогодних товаров, в новом формате. Письмо Деду Морозу - необыкновенное! Все его элементы вязались вручную, потом поделку сфотографировали. Получилось так реалистично, что открытка выглядит как вязаная. Получить такое письмо будет приятно и детям, и взрослым. Надеюсь, что и вы закажете новогоднюю открытку, и не одну!