Трудно поверить, но решения на высшем уровне о введении информатики в советской школе и о создании аналогичного отдела в РАН СССР принимались практически одновременно — в 1985 году, рассказал академик РАН, президент Курчатовского института Евгений Велихов. Вот какое значение придавалось тогда переходу системы школьного образования в новую информационную эпоху.
Правда, вначале, вспоминает академик РАН и РАО, ректор Московского педагогического госуниверситета и автор первых советских учебников по информатике Алексей Семенов, изучение информатики в школе шло, так сказать, в чистой теории — без компьютеров, не имевшихся тогда в наличии в советской стране. Но в 90-е годы компов стало достаточно, чтобы оборудовать в школах кабинеты информатики, а с 2000-х в нашу школу пришла «цифра». Тогда, правда, «узким местом» стал уровень подготовки учителей. Но постепенно преодолели и это.
За 30 лет школьная информатика стала другой: научно-технический прогресс идет все быстрей. Впрочем, и мы, пользователи, не стоим на месте: сегодня в ногу с веком идут уже не только дети, но и учителя. Как новый расклад сказывается на освоении школьной информатики сегодня, и призваны выяснить НИКО, впервые проводящиеся по данному предмету в октябре этого года.
Это срез, позволяющий усовершенствовать процесс преподавания и учебную литературу. Причем в заданиях для 8-х классов, где информатику только-только начинают изучать, акцент сделан на использовании ИТ в различных школьных предметах и внеурочной деятельности, рассказал руководитель проекта НИКО Сергей Станченко.
Действительно, задач на программирование в НИКО практически нет — только на составление алгоритмов. Зато там много вопросов на умение ориентироваться в информсреде, а также на безопасность при работе в Интернете. Например, надо указать, какой значок используется для команды компьютеру «искать», а какой — «печатать». Или прочитать фрагмент инструкции по обновлению операционной системы мобильного телефона и ответить, приведет ли нажатие указанной кнопки к установке обновления. Или найти ошибку в заполнении электронного бланка на выдачу российского паспорта. Короче, то, без чего немыслима сегодняшняя жизнь.
В общей сложности в НИКО по информатике приняли участие более 50 тысяч восьми- и девятиклассников из 740 школ Россия. Так что добро пожаловать в мир информатики, российский школьник! Правда, с одной оговоркой.
Международные исследования PISA, констатировал еще один отец-основатель школьной информатики в СССР середины 80-х годов ХХ века — Александр Уваров, свидетельствуют, что «насыщение школ компьютерами не влияет ни на грамотность учащихся, ни на их способности к счету. Да и опыт США как пионера повсеместного внедрения информатики учит, что проблема многих американских школ заключается в том, что там слишком много тестов и слишком мало педагогики». Не будем об этом забывать!