Конкурсов молодых исполнителей в стране проходит много, а звезд на отечественной сцене прибавляется с трудом. Почему? «Я бы никогда не пошла на такой конкурс! — говорит Арбенина. — Наш «Хор снайперов» — единственное исключение, а так я не приемлю никаких соревнований рядом с музыкой. Она должна приносить любовь и праздник, иначе давайте спортом заниматься».
«В моей жизни их было множество — от конкурса-фестиваля самодеятельных артистов, на котором я выступал в гипсе и вырвал-таки победу в виде учебы во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства, и заканчивая победой в «Золотом Орфее», открывшем дорогу на большую сцену», — пожимает плечами Валерий Леонтьев.
Они оба - постоянные члены жюри, которые судят конкурсантов с самого начала. Этот тандем меня интригует и увлекает единством и борьбой противоположностей. Леонтьев — жесткий профи и оценивает только результат — строго и беспристрастно; Арбенина вдруг загорается интересом к самому исполнителю и, случается, учитывает потенциальную возможность. В итоговых оценках они почти всегда едины, их мнения могут разойтись по одному, двум конкурсантам за очередной отборочный этап. При этом Арбенину всегда подкупает, если молодой участник сам пишет музыку и тексты, — она осознает, что значит исполнять свое. Леонтьев беспощадно оценивает и авторство тоже, просто сам факт попытки творческой реализации его не умиляет. Зато он куда больше Дианы ведется на профессиональный вокал, уникальный тембр, на актерское мастерство и проникновенность.
В жюри — еще двое. Владимир Пресняков, который был на одном этапе приглашенной в жюри звездой, а теперь стал постоянным членом судейской команды. Он мягок, интеллигентен и очень музыкален. Иногда настолько увлекается именно музыкой внутри конкурса, что переходит на терминологию, понятную лишь профессионалам: «Бочка, микшер...» «Позвольте, Владимир Владимирович, какая еще бочка?» Шучу, знаю я этот термин. У Преснякова в конкурсе есть камень — подводный, преткновения, назовите как хотите. У него здесь соревнуется сын Никита — насквозь музыкальный, безумно артистичный, с подкупающими глазами, в которых читаются все эмоции: от паники ожидания приговора до искренней радости от похвалы. Кстати, последнюю он вполне заслуживает. Играет рок, поет чисто. Больше всего ему хочется, чтобы никто не помнил, как его фамилия. Наверное, еще и поэтому выступает он не сольно — их группа называется Multiverse. Стеснение своей наследственной звездностью просто бросается в глаза, и посему члены жюри, особенно женского пола, как существа более сострадательные и сами имеющие детей с такими же провокационными фамилиями, обязательно говорят этому молодому человеку, кстати, с волосами густого цвета солнца: «Мы все понимаем, как вам нелегко доказывать, что вы не просто носитель знаменитой фамилии...» А он мается, любезно кивает и, кажется, сейчас скажет в ответ: «Ну, спасибо, что хотя бы не передаете приветы бабушке Алла Пугачева и маме Кристине Орбакайте».
На отборе в полуфинал пройдет или не пройдет дальше Никита Пресняков — было основной интригой. Пресняков — теперь уже не младший, а средний — судить сына отказался, прерывающимся голосом произнес: «Никита, я надеюсь, меня поймет!» — и вышел из зала. Диана Арбенина пропустила Преснякова дальше, при этом выглядела как Багира из Маугли: «Я скажу за детеныша!» — а вот четвертая участница судейского жюри Елена Ваенга высказалась в пользу конкурентов. В итоге верховным судией в этой ситуации оказался Валерий Леонтьев.
Елена Ваенга заседала в жюри в первый раз и волновалась не меньше конкурсантов. Поэтому раза три за судейство произнесла сакральное: «Меня теперь точно выгонят...» Но притом периодически пыталась откосить и не делать выбора. Зато почему-то сильно озаботилась национальным вопросом. Сперва по ходу призналась, что сын у нее наполовину татарин, и попросила по этому случаю очередную конкурсантку с татарскими корнями спеть на родном языке. Следующая претендентка оказалась удмурткой, и все зрители в зале «поехали» вместе с ней и Ваенгой в ее родные места — знакомиться с национальным языком тамошних народов. Ну а уж когда на сцену вышел цыган… Тут Ваенга заявила, что полстраны считает ее полуцыганкой, и предложила спеть «наше, цыганское!». Вот и пойми после этого женщин из Североморска.
Диана Арбенина о вопросах крови, которые, как известно, "самые сложные в мире" не задумывалась, а о чем себе кумекала, так и не сказала. Потому что зтот вопрос Эрнест Мацкявичюс сопроводил сравнением, которое мгновенно вывело Арбенину из мечтательности. "О чем вы думаете, Диана, с улыбкой Джоконды?" - поинтересовался Эрнест. "Господи, меня назвали Джокондой! - восхитилась Арбенена, - в младших классах учительница, отбирая детей в драмкружок глянула на меня и воскликнула:"А это что еще за Буратино?" Я до сих пор иногда смотрю в зеркало и думаю:"Где она Буратино нашла?" А оказывается я - Джоконда!" Детские комплексы Дианы Сергеевны в этот момент обнажились и засияли под светом софитов, но здесь уже ничего не поделаешь: лебеди вырастают только из гадких утят.
Но самым интересным моментом отбора в полуфинал оказалась все-таки не борьба Никиты Преснякова за право соревноваться дальше, а ситуация, которая сложилась вокруг группы «N.e.v.a». И здесь стало просто очевидно, что вся интеллигентность Преснякова — она в стиле пиано, а это значит, его можно попробовать убедить, уговорить, перетащить на свою сторону. А вот интеллигентность Валерия Леонтьева — чистое форте. Он не любит говорить «нет», но черт возьми, как умеет! Зато и его «да» — такое же твердокаменное. Участники группы «N.e.v.a» показали превосходный результат, но неудачно отказали Диане Арбениной в ее красивом с математической точки зрения решении задачи, поставленной перед жюри, а именно — объединиться с почти такой же достойной конкуренткой на время проекта в один коллектив. «Нас четверо парней, и всегда будет четверо!» — сказали они. Тут девочки в лице Арбениной и Ваенги обиделись на «неджентльментность», перетянули на свою сторону Преснякова и парней отвергли. И только Леонтьев сказал им «да». Но оно дорогого стоило, и в итоге, посовещавшись, жюри изменило условие соревнований, то есть случилось главное: ради того, чтобы талантливые люди могли двигаться дальше, был, как грелка Тузиком, порван пресловутый формат. И это вселяет надежду на достойный результат.
«А вы бы сами пошли петь не сольно, а, ну скажем, с Валерием Леонтьевым на два месяца ради проекта?» — спросила я Диану Арбенину после счастливого решения дальнейшей судьбы группы «N.e.v.a». «Конечно!» — ни на секунду не задумалась Диана.
Хорошая идея для будущего шоу — это единство и борьба противоположностей. Не так ли, господа продюсеры?