«Закон о праве на забвение» уже принят и вступает в силу с Нового года. Он дает право россиянам требовать от поисковых систем удаления ссылок на недостоверную информацию, на информацию, распространяемую с нарушением законов, и на достоверную, но, по мнению заявителя, «неактуальную» информацию. Поисковик, конечно, вправе мотивированно отказать, а заявитель может пойти в суд и попробовать заставить выполнить свое требование. Но ответственность за нарушение «права на забвение» до сих пор не установлена — законопроект на эту тему еще только проходит через обсуждение в профильных комитетах . Его авторы — депутаты из всех фракций — предложили дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей. Наказания за неисполнение требований закона «о праве на забвение» в ней прописаны даже не жесткие, а жестокие: за «неисполнение» закона об удалении ссылок, если требование предъявлено по всем правилам, — штраф в 100 тысяч рублей и для граждан, и для юридических лиц. Если же поисковик в течение пяти дней не выполнил решение суда, вставшего на сторону гражданина, — штраф и для физических, и для юридических лиц вырастает до астрономической суммы в 3 млн рублей. В пояснительной записке к законопроекту беспрецедентные штрафы названы «превентивной мерой, направленной на минимизацию необоснованных отказов операторов поисковых систем».
Правовое управление Госдумы в своем заключении сразу обратило внимание на то, что предложение ввести одинаковый безальтернативный штраф и для граждан, и для юрлиц «не в полной мере соответствует» требованиям КоАП. Общее правило таково: штрафы для граждан в разы ниже, чем для компаний.
Правительство РФ тоже подвергло законопроект критике: операторы интернет-поисковиков не должны определять, законны ли требования пользователей, это должен делать суд, говорится в официальном отзыве.
После консультаций с представителями интернет-отрасли свое заключение дал и думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Поддержав концептуально принятие законопроекта (он «будет способствовать реализации права граждан не неприкосновенность частной жизни»), члены комитета предложили существенно скорректировать его текст.
Во-первых, предусмотреть, что основанием для привлечения оператора поисковой системы к административной ответственности должно быть только решение суда, и прописать отдельно повышенные штрафы за «повторное неисполнение» его решения.
А во-вторых — «разделить ответственность для граждан и юридических лиц, а также скорректировать ее». Размер штрафов будет еще обсуждаться.
На заседании комитета 25 сентября один из авторов законопроекта, Алексей Казаков («СР»), предложил сохранить внесудебные штрафы, а за неоднократное неисполнение решения суда об удалении ссылок блокировать интернет-поисковики. «Когда нет финансовых санкций, строгость любого закона в Россия компенсируется его неисполнением», — считает справоросс. По его словам, «людям, которые страдают от унижений, такие штрафы кажутся нормальными».
У нас нет «задачи кошмарить бизнес, создавать ему проблемы», ответил на эти предложения глава Комитета Леонид Левин («СР»): «Нельзя пугать поисковик решением суда. Если поисковик считает, что представленных пользователем сведений недостаточно для удаления ссылок на информацию, он должен иметь возможность предложить пользователю обратиться в суд, который установит объективную истину». Одновременно с решением суда об удалении ссылок вручать квитанцию об уплате штрафа в 100 тысяч рублей «будет несправедливо», — сказал г-н Левин.
Теперь слово за профильным Комитетом по конституционному законодательству: он, видимо, займется этим законопроектом уже в октябре.